Как научить ребенка считать в уме

Опубликовано: 03.05.2023
Время чтения: 5 минут
В этой статье:

Навыки устного счета пригодятся любому ребенку. Даже в быстро меняющемся мире, где никто не выходит из дома без гаджетов, не слишком удобно каждый раз тянуться к калькулятору, чтобы выполнить простейшие арифметические действия. Гораздо проще считать в уме. Освоить этот навык может практически любой ребенок, главное – выбрать подходящую методику и следовать рекомендациям специалистов.

В каком возрасте ребенок должен уметь считать

Единого мнения по этому вопросу не существует. Большинство педагогов сходятся во мнении, что оптимальный возраст для начала обучения устному счету – 3-5 лет. Дошкольник уже может освоить простейшие примеры: посчитать, сколько карандашей лежит на столе, прибавить к одной конфете еще две – и так далее. Первоклассник, освоивший устный счет в пределах десяти, уже может начать решать более сложные примеры: складывать и вычитать, сравнивать различные числа.

Эксперты считают, что можно начинать обучать ребенка счету и раньше – если у него есть определенные способности и интерес. Но настаивать не нужно. Нервная система дошкольника развивается постепенно, и перегружать ребенка навыками не по возрасту не стоит. Головной мозг малыша должен «дозреть» до того, чтобы начать с легкостью складывать и вычитать числа. Если форсировать события и обучать счету едва ли не с пеленок, можно перегрузить дошкольника избыточной информацией и даже лишить его интереса к учебе.

Что делать, если ребенок к 1 классу еще не освоил устный счет? Надеяться, что в школе его научат считать или срочно браться за обучение дошкольника самостоятельно? Эксперты советуют не паниковать и искать причины такого явления. Если выяснить, почему ребенок не хочет или не может считать, можно будет подобрать ключ к его дальнейшему обучению в школе.

Почему ребенок плохо считает

Если в возрасте 5–7 лет ребенок не может считать в уме, нужно разбираться, почему так происходит. Вот самые частые причины, которые мешают овладеть этим навыком:

  • Недостаточное развитие нервной системы. Каждый ребенок развивается индивидуально. Один малыш в 5 лет может легко считать до ста, а другой только начинает осваивать простейшие арифметические действия. Это нормально: развитие ребенка зависит от множества факторов, и умение считать – не самый важный показатель его здоровья. Возможно, ребенку еще просто слишком рано учиться считать в уме.
  • Нет мотивации. Ребенок в 5–7 лет не всегда понимает, зачем вообще нужно учиться считать. У него есть много других интересных занятий. Ему больше нравится играть с друзьями во дворе или смотреть мультфильмы, чем заниматься математикой.
  • Особенности темперамента. Замечено, что холерики и сангвиники быстрее осваивают различные навыки, в том числе и устный счет. Флегматичным и меланхоличным детям обычно требуется больше времени на обучение.
  • Отвлекающие факторы. Малышу в 5–7 лет бывает сложно сконцентрировать внимание на задаче. Он легко отвлекается на происходящее в классе или за окном, путается в задаче, и не всегда может быстро включиться в обучающий процесс.
  • Неправильный подход к обучению. По мнению педагога М. Монтессори, если ребенок не умеет считать – значит, его этому не обучили. Возможно, следует попробовать другой метод обучения. Иногда достаточно лишь слегка поменять подход, но в ряде случаев приходится искать принципиально иной вариант.

Методики обучения устному и письменному счету для детей

Прежде чем начинать заниматься по той или иной методике, нужно выяснить, готов ли вообще ребенок воспринимать новую информацию. В 5–7 лет у дошкольника только начинает формироваться наглядно-образное мышление, помогающее освоить необходимые для будущего первоклассника навыки – в том числе и устный счет. Эти данные условны: один ребенок будет уже хорошо считать в 5 лет, а другой разберется в цифрах только ближе к 7 годам.

Вот как можно помочь ребенку:

  • Используйте цифры в повседневной жизни. Например, спрашивайте: «Сколько ступенек в подъезде, давай посчитаем?» Задавайте ребенку простые задачи: «Тебе 6 лет, а в следующем году будет уже 7. А сколько лет твоей подружке Свете?»
  • Просите назвать цифры, которые вы видите – например, номер этажа или дома. Пусть это станет вашей ежедневной привычкой.
  • Считайте везде, где только можно. Например, раскладывая ложки на стол к обеду, попросите малыша их посчитать.
  • Связывайте новые цифры с привычными понятиями. Например, поднимаясь на пятый этаж, скажите: «Это цифра 5, и столько же у тебя пальчиков на руке».

Как научить ребенка считать до 10, 20 и 100

Первое, что нужно освоить ребенку – счет в пределах десяти. Но для начала нужно убедиться, что малыш свободно считает до 10 и обратно, не сбиваясь. Если не получается – сначала освойте этот навык, а затем переходите к более сложным задачам.

Для начала – осваивайте с ребенком сложение и вычитание. Делайте это на простых наглядных примерах. Положите на стол пять яблок, разберите состав этого числа: 5 = 1+4, 2+3 и так далее. Продемонстрируйте каждый пример: на столе было пять яблок, одно забрал папа, сколько осталось?

Когда ребенок освоит сложение и вычитание, начните сравнивать цифры. Лучше всего это делать на предметах: два яблока больше, чем одно, а три – больше, чем два.

Следующий этап – счет до 20. Здесь важно объяснить правила образования чисел. Например, 15 – это пять и -дцать на конце. Можно воспользоваться карандашами или счетными палочками, чтобы наглядно показать сложение и вычитание в пределах 20.

Следующий этап – счет до 100. Не нужно сразу складывать 53 и 17 и выполнять другие сложные действия. Научите ребенка считать десятками: 10, 20, 30. Сначала потренируйтесь называть десятки по порядку, затем – пробуйте вместе с ребенком их складывать и вычитать. Объясните, что действовать нужно точно так же, как при счете до 10, только добавлять ноль. Постепенно переходите к более сложным действиям – счету в пределах одного десятка: например, 25+3.

Как научить ребенка считать в столбик

По мнению многих экспертов, эту задачу лучше оставить учителям – в начальной школе обязательно будут осваивать этот навык. Но если родителям очень хочется научить этому ребенка заранее, а у малыша есть интерес, можно считать в столбик. Это будет наглядно и удобно: ребенок сразу заметит, чем десятки отличаются от единиц, а со временем научится выполнять эти действия и в уме.

Как объяснить сложение столбиком:

  1. Напомните ребенку, чем отличаются десятки от единиц. Покажите, что десятки складывают с десятками, а единицы с единицами.
  2. Объясните, что если при сложении единиц получается больше 10, мы пишем только вторую цифру в столбик, а 1 оставляем «в уме». Для удобства можно единицу записать рядом с примером карандашом.
  3. Объясните, что «лишнюю» единицу нужно перенести к десяткам. Покажите на примере.

Как научить ребенка решать примеры с переходом через десяток

На этом этапе можно предложить ребенку упрощать примеры – округлять до десяти. Например, как посчитать 9+6? Все просто: сначала получаем круглое число. До 10 не хватает 1, поэтому прибавляем 9+1 и получаем 10. Затем остается к 10 прибавить 5 (6-1) – и получаем 15.

Как научить ребенка считать в уме двузначные и трехзначные числа

К этому этапу можно переходить тогда, когда ребенок уже уверенно считает в пределах 100, знает разницу между десятками и единицами. И здесь снова нужно задействовать важное правило: упрощаем все, что можно упростить:

  • Прибавляем большие цифры с переходом через десяток, сначала округляем до 10, а затем добавляем остаток. Например, 8+7 разбиваем на 8+2 = 10 и плюс остаток 5 – получаем 15.
  • Прибавляем по частям, чтобы получалось удобное целое число. Например, 25 + 7– это сначала 25+5 = 30, а затем прибавить остаток 2 – и получается 32.

С трехзначными числами действуем аналогично. Сначала прибавляем сотни, затем десятки, а потом переходим на единицы.

Следует ли обращаться за помощью к специалисту

Если не удается справиться своими силами и помочь ребенку освоить устный счет, нужно обратиться за помощью к специалисту. Он разберется, почему у ребенка возникают сложности с математикой и подберет лучший вариант решения проблемы.

У многих детей сложности в обучении возникают из-за выраженной тревоги и стресса. В этом случае Тенотен детский помогает справляться с проблемой. Это противотревожный препарат, которому доверяют врачи и рекомендуют при расстройствах учебных навыков – чтения, письма и счета. Лекарство нормализует процессы обучения и памяти в центральной нервной системе* и обладает высоким профилем безопасности.

Тенотен детский, согласно инструкции по применению, разрешен детям с 3 лет. Выпускается в таблетках для рассасывания, которые нужно держать во рту до полного растворения. Требует курсового применения – продолжительность лечения составляет от 1 до 3 месяцев и зависит от выраженности тревожных расстройств.

*В условиях интоксикации, гипоксии, при состояниях после острого нарушения мозгового кровообращения