Навыки общения у детей дошкольного возраста

Иногда родители все внимание уделяют физическому здоровью и умственному развитию своих детей. Но наряду с этим, отмечают психологи и педагоги, нельзя забывать и про коммуникационные навыки, в частности, межличностное общение. Задача взрослых – всячески способствовать социальной адаптации ребёнка.


Назад к статьям

Коммуникационные навыки – сложное понятие, которое подразумевает умение человека правильно выстраивать свое поведение по отношению к другим людям, включая речь, жесты, интонацию, сострадание и т.п.

Формирование коммуникативных умений происходит в процессе общения.

Развитие навыков речевого общения у детей дошкольного возраста

Общение не должно ограничиваться только семьёй


При этом коммуникации ребенка не должны ограничиваться собеседниками внутри семьи. Нормальное развитие навыков речевого общения у детей дошкольного возраста можно обеспечить при условии наличия контактов со сверстниками, а также с другими взрослыми.

Примерно до 4 лет дети предпочитают общение с взрослыми, которые являются для них источником знаний. Детям от 4 лет очень важны контакты со сверстниками, поскольку общение с ними способствует формированию самосознания.

На первых порах (2–4 года) главный мотив общения у малышей – необходимость познания окружающей действительности. Немного позже, кроме познавательной, формируется личностная потребность – маленький человечек осваивает нормы и правила человеческих взаимоотношений. Контакты с одногодками ему нужны для сравнения себя с другими, а также для формирования адекватной самооценки.

Родителям уже с двух лет нужно обеспечить своему малышу ежедневное общение со сверстниками – это отличное время, чтобы учить кроху общаться. В отличие от контактов с взрослыми, коммуникации с ровесниками позволяют ребенку быть на равных, что крайне важно для построения личностных и оценочных отношений.

Проблемные формы общения

К сожалению, уже в дошкольном возрасте возникают и первые проблемы общения. Одни дети легко сходятся с большинством сверстников, другие оказываются «отвергнутыми» своими ровесниками, третьи сами не могут играть в команде и мешают это делать другим.

  1. 1. Среди «отвергнутых» («непопулярных») детей традиционно оказываются малыши, имеющие различные нарушения – физические, психологические. В качестве примера можно привести малышей с заиканием или задержкой психического развития.

    • Например, заикание, хотя и не влияет на интеллектуальное развитие ребенка, является существенным речевым недостатком, что мешает нормальной коммуникативной деятельности. В раннем возрасте дети еще не умеют сопереживать другим, поэтому заикающиеся сверстники зачастую вызывают у них насмешку. При решении проблемы требуется профессиональная помощь логопеда и психотерапевта.
    • Дети с задержкой психического развития обычно пассивны, безынициативны и молчаливы, что мешает им устанавливать контакты и с ровесниками, и с взрослыми. Решить проблему позволяет целенаправленная коррекционно-развивающая работа с психологом.
  2. 2. Сложности в общении возникают у застенчивых детей, которые отказываются общаться и с одногодками, и с «чужими» взрослыми. Сверстникам с такими детьми неинтересно, поскольку те стесняются (или даже боятся) принимать участие в коллективных играх и обычно наблюдают за другими издалека. Родителям нужно разобраться в причинах излишней застенчивости (она присуща практически всем детям, но в разной степени), чтобы исправить ситуацию. Проблема может крыться в заниженной самооценке.

  3. 3. В детском саду и придомовой песочнице часто случаются конфликты, если в детскую команду попадает агрессивный ребенок. Детская агрессия в зависимости от возраста может проявляться по-разному: двухлетние дети нередко кусаются, в три года агрессивный малыш может плеваться, забирать у других детей игрушки и драться, в 4–5 лет он может обижать своих ровесников вербально (обзываться) и физически.
    Поскольку причин повышенной немотивированной агрессии у детей очень много (от соматических заболеваний до проблем в семье), важно установить ее источник, чтобы провести коррекцию поведения.

Среди других проблем, мешающих нормальному межличностному общению детей, нужно напомнить и об особенностях современного воспитания. К сожалению, сегодня взрослые меньше уделяют внимания своим детям – вместо диалога с родителями им предлагают телевизор или компьютер. Ребёнок, увлекаясь с юного возраста гаджетами, меньше общается со сверстниками, что в итоге приводит к трудностям в процессе «живого» общения.

5 игр, которые помогут развить навыки общения у детей дошкольного возраста

Любые умения и навыки не возникают сами по себе – их нужно приобретать.

Навыки общения приобретаются в частности в процессе игры

Старайтесь развивать навыки межличностного общения в игровой форме


Лучшей формой обучения для детей являются игровые занятия, в ходе которых они учатся осознавать свои и распознавать чужие эмоции. Такие программы помогают преодолевать излишнюю скромность и нерешительность, развивать язык жестов и мимики, учиться речевым и другим средствам общения. Подобных игр очень много, поэтому всегда можно подобрать сценарий для детей разного возраста и для любой компании (от двух человек и более).

  1. 1. Например, деткам 5–6 лет можно предложить поиграть в «Зоопарк». Для этого разделите группу детей на две команды – одна из них будет представлять животных, а вторая – гостей зоопарка (зрителей). Дети из первой команды должны изображать любых известных им животных – копировать их повадки и звуки. Участники второй команды как будто гуляют по зоопарку – их задача угадать и назвать всех зверей. После того, как все животные определены, команды меняются местами. Такая игра стимулирует общение, а также позволяет ребятам овладевать и понимать язык жестов и мимики.

  2. 2. Если нет возможности играть целой командой, родители могут пригласить своего малыша в игру «Давай поговорим», для которой достаточно двух человек (взрослый + ребенок). Папа или мама говорит: «А знаешь, я мечтаю стать волшебником (водителем, путешественником, котом), потому что…». Ребенку предлагается дополнить предложение – почему интересно быть тем или тем. Такое упражнение помогает детям учиться вступать в контакт.

  3. 3. Интересная игра для деток от 4 лет – «Зеркала». В нее может играть от 3 и больше человек. Один ребенок становится в центр круга – он будет ведущим. Его задача – выполнять различные движения (приседания, шаги, любые жесты и т.д.). Все остальные детки – это зеркала, которые должны повторять за ведущим. «Зеркало», совершившее ошибку, временно выбывает из игры. Победитель становится новым ведущим, и все повторяется. Этот сценарий направлен на развитие коммуникативных навыков и наблюдательности.

  4. 4. Детям предлагается друг с другом поздороваться и попрощаться. При этом ребенок должен не только произносить слова приветствия или прощания, но и выражать свою интонацию, использовать жесты, мимику (улыбку). Такой тренинг помогает развивать навыки общения, а также формировать восприятие мимических и жестовых движений.

  5. 5. Чтобы помочь подружиться самым маленьким (от двух лет), используйте следующие тренинги:

    • Поставьте детей в круг и предложите им передавать друг другу по кругу мячик. При передаче дети должны друг другу улыбнуться.
    • Вербальный вариант этой игры – при передаче мяча (или какой-нибудь игрушки) дети должны называть друг другу свое имя.

Проблемы с общением так или иначе связаны с различными психологическими нарушениями. Чтобы помочь ребенку с ними справиться, одних тренингов может быть недостаточно. Для нормализации работы вегетативной нервной системы специалист может порекомендовать Тенотен Детский. Наряду с проведением коррекционных занятий прием данного лекарственного средства способствует улучшению психоэмоционального состояния и когнитивных функций ребенка.

Читайте так же...

Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

Краткие сведения о задержке психоречевого развития у ребёнка

Задержка психического развития и речи – это вариант нарушения познавательной деятельности у детей, что проявляется в снижении показателей внимания, памяти и восприятия. В отличие от аномальных форм психического развития ребенка (таких как олиг

Рекомендации для родителей при задержке развития

Рекомендации для родителей при задержке развития

Рекомендации для родителей при задержке развития

Вызывайте у ребенка потребность эмоционального общения с другими людьми, проявляйте радость от общения с ним.

Признаки значительной задержки речевого развития

Признаки значительной задержки речевого развития

Признаки значительной задержки речевого развития

В каком возврасте и как проявляются признаки значительной задержки речеровго развития.

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

Гимнастика для снятия эмоционального напряжения

 Эту гимнастику можно проводить как вдвоем с ребенком, так и в группе из нескольких детей.

Еще статьи