Что делать, если ребенок внезапно стал раздражительным?

Опубликовано: 12.08.2025
Время чтения: 6 мин
Информация проверена
экспертом
Нестеровский Юрий Евгеньевич
Нестеровский Юрий Евгеньевич
доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики имени академика Л.О. Бадаляна педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Ученая степень:
к.м.н.
Стаж:
27 лет
Что делать, если ребенок внезапно стал раздражительным?
В этой статье:

Вчера ваш малыш был милым и послушным, а сегодня закатывает истерики по любому поводу. Знакомая ситуация? Ребенок раздражителен — с этим сталкиваются многие родители. Внезапные перемены в поведении всегда настораживают, но в большинстве случаев они имеют вполне объяснимые причины. Их понимание поможет найти правильный подход к решению проблемы.

Основные причины раздражительности у ребенка

Причины раздражительности у ребенка можно разделить на три основные группы. Каждая из них требует своего подхода со стороны родителей.

Физиологические причины

Детский организм очень чувствителен к внешним воздействиям. Даже незначительный дискомфорт может вызвать бурную реакцию.

Главный враг детского спокойствия — недостаток сна. Когда ребенок не высыпается, его нервная система работает на пределе. Как гитарная струна, которую перетянули, — звук есть, но он резкий и нервирующий. Так же и детская психика без отдыха — хрупкая и раздражительная.

Голод или жажда тоже провоцируют раздражение. Когда уровень сахара в крови падает, организм подает сигнал тревоги. Ребенок становится капризным, не может сконцентрироваться даже на любимых занятиях.

Под плохим поведением может скрываться и физическое недомогание. Через повышенную раздражительность еще до появления явных симптомов болезни проявляется начинающаяся простуда, прорезывание зубов, боли в животе или что-то другое.

Психологические причины

Эмоциональные переживания ребенка не менее важны, чем физические потребности. Детская психика только формируется, и любые изменения в привычном укладе жизни могут стать источником стресса.

Смена обстановки — переезд, начало посещения детского сада, появление нового члена семьи — все это требует времени для адаптации. Ребенок может чувствовать свою неуверенность и выражать ее через раздражение.

Недостаток внимания от родителей также провоцирует негативные эмоции. Даже если взрослые заняты важными делами, для ребенка нет ничего важнее общения с мамой и папой. Он готов привлекать внимание любыми способами, включая капризы.

Конфликты в семье дети улавливают очень тонко. Напряженная атмосфера дома передается малышу, даже если родители думают, что успешно скрывают свои проблемы.

Например, родители думают, что пятилетняя дочка не слышит их ссору на кухне. Девочка же играет в своей комнате. Но через час она швыряет куклу об стену и кричит: «Ты плохая!»

Теперь та же ситуация, но родители договорились: «Давай обсудим это, когда дочка уснет». Вечером они спокойно решают вопрос. дочь играет с куклой, укладывает ее спать, поет колыбельную.

Дети не понимают слов, но эмоции они впитывают как губка. Зная это, становится очевидно, как помочь ребенку.

Возрастные кризисы

Детское развитие проходит через определенные этапы, каждый из которых может сопровождаться повышенной раздражительностью. Это нормальные периоды роста и развития, когда психика ребенка перестраивается. Кризис — это условное наименование переходного этапа от одного возрастного периода к другому1.

Кризис трех лет характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребенок капризничает, отказывается выполнять просьбы, настаивает на своем. Это не проявления вредности, а важный этап формирования личности.

В школьном возрасте к ребенку появляются новые требования и возросшая ответственность. Школьник может испытывать тревогу из-за учебы, отношений с одноклассниками, желания соответствовать ожиданиям важных для него взрослых.

Подростковый период — время гормональных изменений и поиска себя. Раздражительность в этом возрасте часто связана с внутренними противоречиями и стремлением к независимости.


Как понять, что ребенок испытывает раздражение

Детское раздражение проявляется по-разному в зависимости от возраста и темперамента. Важно научиться распознавать эти сигналы на стадии их зарождения2.

Капризы и истерики у ребенка — самый очевидный признак. Но есть и более тонкие проявления: частые жалобы на усталость, нежелание играть в любимые игры, проблемы с аппетитом.

Нарушения сна — еще один важный сигнал. Ребенок долго не может заснуть, часто просыпается ночью, видит кошмары. Утром он встает уставшим и раздраженным.

Физически раздражение может проявляться такими симптомами, как головные боли, боли в животе без видимых причин, частые простуды.

Как правильно реагировать родителям

Реакция взрослых на детскую раздражительность во многом определяет, как быстро нормализуется ситуация.

Чего точно не стоит делать

  • Кричать на раздраженного ребенка. Громкий голос только усилит его тревогу и сделает поведение еще более неуправляемым.

  • Игнорировать проблему тоже не стоит. Если ребенок капризничает, значит, ему чего-то не хватает.

  • Наказания в моменты эмоционального напряжения неэффективны. Ребенок не может контролировать свое состояние, поэтому угрозы и запреты только усугубят ситуацию.

  • Сравнения с другими детьми болезненно воспринимаются в любом возрасте.

Как действовать правильно

  1. Разговор с ребенком — основа взаимопонимания. Говорите спокойным тоном, опуститесь на уровень его глаз, покажите, что готовы выслушать и понять.

  2. Признайте его чувства. Скажите: «Я вижу, что ты расстроен». Это поможет ребенку почувствовать себя понятым и принятым.

  3. Предложите интересные альтернативы. Если малыш не хочет идти домой с прогулки, договоритесь с ним о еще 5–10 минутах на улице или придумайте интересное занятие дома.

  4. Сохраняйте спокойствие. Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку.

  5. Установите четкие границы. Ребенок должен знать, что можно, а что нельзя.

Представьте, что ваш сын разлил сок на диван.

Если вы будете на него кричать: «Что ты наделал?! Сколько раз говорила — не бегай с соком!», ребенок расплачется, почувствовав себя виноватым, а в следующий раз он будет скрывать проблему, и вы можете не узнать о ней, пока не присядете на мокрый диван.

Лучше спокойно скажите: «Ой, сок разлился. Давай вместе уберем, а потом подумаем, как пить аккуратнее в следующий раз». В такой ситуации ребенок учится решать проблемы и доверяет родителям.

Профилактика раздражительности у детей

Простые и стабильные изменения в режиме дня помогут создать более спокойную атмосферу внутри семьи3. В этом помогут следующие советы и рекомендации:

Соблюдать режим сна и отдыха

Полноценный сон — важная основа эмоционального благополучия ребенка. Детям дошкольного возраста нужно спать 10–12 часов в сутки, школьникам — не менее 9–10 часов.

Создайте ритуал отхода ко сну. Теплая ванна, чтение книги или тихая музыка помогут настроиться на отдых. Важно ложиться спать в одно и то же время, даже в выходные.

Дневной сон для малышей — не роскошь, а необходимость. Даже если ребенок не засыпает, час тишины поможет его нервной системе восстановиться.

Давать ребенку возможность эмоциональной разрядки

Детям нужно выплескивать накопившиеся эмоции. Отличными способами снять напряжение могут быть активные игры, спорт или танцы.

Помогают и творческие занятия. Рисование, лепка, музыка позволяют выразить чувства, которые сложно облечь в слова.

Не ограничивайте двигательную активность без необходимости. Если ребенок не может побегать на улице, организуйте подвижные игры дома.

Уделять достаточно внимания

Качество общения важнее количества. Полчаса активного взаимодействия лучше, чем весь день в одной комнате без контакта.

Интересуйтесь делами ребенка. Спрашивайте его о прошедшем дне, друзьях, переживаниях. Показывайте, что его мнение важно для вас.

Создавать дома спокойную эмоциональную обстановку

Атмосфера в семье напрямую влияет на детское поведение. Если дома часто звучат крики и упреки, ребенок будет напряжен и раздражителен.

Решайте конфликты конструктивно. Покажите ребенку, что разногласия — это нормально, но их можно обсуждать спокойно и находить компромиссы.

Давать право на эмоции

Ребенок имеет право злиться, грустить, расстраиваться. Не нужно требовать от него постоянного послушания и хорошего настроения.

Предложите способы выражения негативных эмоций. Можно потопать ногами, побить подушку, нарисовать свою злость — главное, чтобы это было безопасно.

Как помочь ребенку справиться с повышенной раздражительностью

Повышенная тревожность и длительные стрессы не всегда убираются обычными способами. Иногда требуется поддержка специалиста. Консультация детского психолога поможет разобраться в глубинных причинах негативных изменений поведения. Специалист оценит эмоциональное состояние ребенка и определит, связана ли раздражительность с внешними факторами или требует дополнительной коррекции.

В некоторых случаях специалист наряду с психотерапией назначает курс приема противотревожного препарата. Одно из таких средств — Тенотен детский.

Это лекарство помогает нормализовывать работу нервной системы ребенка. Препарат оказывает успокаивающее, противотревожное действие, не вызывая нежелательных эффектов, таких как сонливость и заторможенность. Тенотен детский снижает уровень тревоги и стресса, способствует улучшению психоэмоциональных нагрузок, настроения.

Тенотен детский имеет удобную форму выпуска — таблетки для рассасывания с приятным вкусом. Схема приема определяется специалистом индивидуально, но обычно курс составляет 1–3 месяца.

Подробную информацию об использовании препарата можно найти в инструкции по применению (листок-вкладыш).

В психологии считается, что своевременная помощь ребенку в преодолении эмоциональных трудностей – это инвестиция в его будущее психическое здоровье. Чем раньше детская нервная система научится справляться со стрессом, тем легче ребенку будет во взрослой жизни.

Список литературы

  1. Что делать, если у ребенка повышенная раздражительность. Родительский университет, БГПУ им М. Танка (Юнисеф). 2021.

  2. Капризы и истерики у маленьких детей. Юнисеф. 2020.

  3. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002. – 136 с.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.