Трудности в обучении, ошибки в написании отдельных букв и целых слов встречаются у 25–30% учащихся до 3 класса[1]. В дальнейшем благодаря стараниям педагогов, родителей и самого ребенка он может писать лучше. Но у некоторых учащихся безграмотность принимает стойкий характер и сопровождается низкой успеваемостью в школе.
Нынешние требования к образованию многим родителям кажутся завышенными. Сегодняшний первоклассник уже до прихода в школу должен уметь и писать, и читать. А ведь нынешние дети идут в школу не с 7–8 лет, как раньше, а с 6 лет. Некоторые противники «раннего» образования апеллируют к тому факту, что навыки письма формируются к 7–8 годам. Согласно нынешним стандартам образования этот возраст соответствует обучению во 2 классе.
Выходит, что сегодняшний первоклашка физиологически не готов к письменному обучению. И правы были педагоги и родители прошлых лет, когда детей начинали учить позже, чем сейчас. На самом деле не все однозначно, и не стоит ругать нынешние порядки.
К 7–8 годам дети должны владеть основными навыками каллиграфического письма. Но уже раньше, к 5–6 годам, развитие ребенка достигает того уровня, когда он может писать печатными буквами. А у некоторых одаренных детей эти навыки формируются еще раньше, к 4–5 годам.
В любом случае, учащиеся в 1 классе должны:
Все это – требования ОПП НОО, основной образовательной программы начального общего образования. Следует заметить, что в этих требованиях не указано, что ребенок обязан овладеть правописанием еще до того, как переступит порог школы. Но если элементарные письменные навыки не сформировались к концу первого года обучения в школе, это повод для беспокойства.
Написание слов осуществляется в несколько этапов:
Формирование письменных навыков в начальной школе включает в себя:
Для того чтобы все этапы последовательно сменялись, нужны условия:
Все эти функции контролируются ЦНС, центральной нервной системой, в которую входят структуры головного мозга. Выпадение хотя бы одной из функций неизбежно приведет к тому, что ребенок будет плохо писать.
Основные проявления недостаточных письменных навыков:
Поскольку процессы письма напрямую контролируются ЦНС, то плохая обучаемость обусловлена патологией головного мозга. Но не всегда она сопровождается глубокими нарушениями и дефицитом интеллекта. Чаще приходится иметь дело с незначительными структурными изменениями головного мозга, более известными как ММД – минимальные мозговые дисфункции.
ММД в основном обусловлены осложнениями во время беременности и родов. Эта патология сопровождается легкими, подчас едва заметными, неврологическими, двигательными, речевыми и поведенческими отклонениями у ребенка. Такие дети эмоционально неустойчивы, легко возбудимы, раздражительны. Двигательная активность у них повышена.
Нередко плохо пишут дети без отклонений, и даже одаренные ученики. Это не обязательно связано с виной педагогов и низким качеством преподавания в школах. Зачастую в таком «отставании» виноваты чересчур ответственные родители. Некоторые пытаются подогнать время и сделать из ребенка вундеркинда, чтобы он мог читать и писать буквально в 3–4 года. Мозг малыша не в состоянии овладеть информацией, и впоследствии она отображается в искаженном виде.
Сама по себе непривычная обстановка в школе — это уже стресс для первоклашки. Дополнительные ощущения тревоги, страха, боязни наказания только затрудняют усвоение новой информации и навыков. Бывает, что ребенок стал хуже писать после тяжелых перенесенных заболеваний, конфликтных ситуаций в семье — ссоры, развода родителей. Все эти факторы относят к функциональным, обратимым расстройствам детской психики без изменений в головном мозге.
Нужно запастись терпением, упорством, и соблюдать некоторые правила:
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и удобной мебелью по росту и возрасту ребенка.
Для этого используют специальную тетрадь, рабочую пропись. На ее страницах есть буквенные контуры в виде точек. Их нужно обводить. Для того чтобы разнообразить занятия можно попросить ребенка обвести красивую букву через тонкую полупрозрачную кальку.
Еще лучше привнести в занятия элемент игры: попросить ребенка обводить рисунки или заштриховывать их цветными карандашами. Каракули в тетради — это следствие неудовлетворительной моторики кистей. Улучшить ее поможет лепка, рисование, пазлы, оригами.
Низкая скорость письма — это тоже одно из проявлений неудовлетворительной моторики. Чтобы писать быстро, важно научить ребенка правильно держать ручку. А нужно ли заставлять левшу писать правой рукой? Нет, этого делать нельзя. У таких детей уже сформировались связи между мозговыми структурами. И если ломать их, мы нанесем ребенку дополнительную психотравму.
Для быстроты написания тоже можно применить элемент игры. Ребенка просят графически отобразить труднопроизносимые комбинации нескольких гласных и согласных звуков или за заданный промежуток времени написать как можно больше названий государств, столиц, рек.
Знакомиться с цифрами может любой дошкольник, но не ранее, чем в 4–5 лет. В этом возрасте следует развивать ассоциативную память. Как правило, к этому времени ребенок уже овладел элементарными навыками счета. Можно положить перед ним 2 яблока, 3 конфеты, 4 карандаша, попросить сосчитать, а затем обозначить соответствующими цифрами. Далее детей учат писать цифры, как и буквы — обвести или зарисовать карандашами, красками.
Сразу же писать под диктовку не стоит — это слишком высокая нагрузка на ребенка. Для начала лучше попросить его читать вслух, а затем повторить прочитанное. Далее можно уже приступать к письменным упражнениям: записать прочитанное в виде изложения.
При хороших результатах можно диктовать небольшие тексты в несколько предложений. Занятия следует проводить 2–3 раза в неделю. Ошибки нужно подробно разбирать с ребенком, а слова с неверным написанием включать в следующие диктанты. Параллельно следует развивать моторику рук и скорость письма.
Добиться улучшения, чтобы ребенок писал правильно, можно и при функциональных расстройствах психики, и даже при ММД.
Устранить расстройства психики, улучшить функцию головного мозга важнее, чем писать красиво и без ошибок. И здесь нужна будет помощь психологов, педагогов и врачей детских неврологов. Врачебная помощь заключается в медикаментозной поддержке. Ученые установили, что негативные эмоции с плохой обучаемостью, расстройствами мышления и памяти сопровождаются повышением уровня белка S-100 в ткани головного мозга[4].
Тенотен детский улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок у ребенка и способствует уменьшению выраженности специфических расстройств учебных навыков. Форма выпуска — таблетки для рассасывания. Их рассасывают или растворяют в небольшом объеме воды. Этот противотревожный препарат содержит аффинно очищенные антитела к белку S-100 и изменяет его активность. Это лекарство можно принимать детям с 3 лет. Тенотен детский способствует:
Но не следует ожидать что, приняв таблетку, ребенок сразу же станет писать аккуратно. Инструкция рекомендует принимать 1-2 таблетки 1-3 раза в день в течение курса продолжительностью от 1 до 3 месяцев. При необходимости курс лечения можно продлить до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.
*В условиях интоксикации, гипоксии, при состояниях после острого нарушения мозгового кровообращения
Список литературы