Как помочь ребенку выбрать профессию

Опубликовано: 16.04.2025
Время чтения: 5 минут
В этой статье:

Выбор профессии — важный этап в жизни каждого человека, который влияет на всю его дальнейшую судьбу. В современном мире существует множество специальностей, и порой подростку сложно определиться, чем он хочет заниматься в будущем. Он не имеет большого жизненного опыта, не всегда критически воспринимает информацию, редко представляет реальные условия той или иной профессии.

Как помочь сделать осознанный выбор, учитывая интересы ребенка, его склонности? Читайте в этой статье.

Почему выбор профессии так важен?

Подросток превращается во взрослого человека не сразу. Ему требуется пройти целый ряд этапов обретения самостоятельности. На этом пути процесс выбора и освоения профессии будет ключевым, влияя на судьбу, формируя жизненные ценности.

В частности, от выбора зависит, насколько подросток сможет раскрыть свои таланты и способности в любимом деле. Действительно ли выбранная специальность будет приносить удовольствие, или останется лишь средством для заработка, что зачастую вызывает чувство неудовлетворенности жизнью 1. Последнее способно привести к проблемам в сфере психологии: депрессии, злоупотреблении алкоголем, в целом к утрате смысла существования.

Поэтому важно, чтобы выбранное дело соответствовало наклонностям подростка. Пусть он лишь начинает свой путь, но если у него есть способности в одной сфере, а в другой их не ощущается, то не стоит рисковать, избирая то направление, к которому не лежит сердце. Например, если у подростка нет математических задатков, нет смысла его ломать и отправлять учиться на бухгалтера.

Этапы выбора профессии

Важным этапом становления личности выступает умение делать самостоятельный, осознанный выбор. Поэтому поиск своего места, своего дела — это своеобразный экзамен на психологическую зрелость и готовность участвовать во взрослой жизни.

С чего начать выбор профессии? Нужно детально изучить все аспекты: оценить рынок труда, узнать, какие специальности наиболее востребованы, потенциально интересны в ближайшем будущем. Затем все это трезво сопоставить с собственными возможностями.

Зачастую подростки сталкиваются с жестокостью реальности, когда их "я хочу" совершенно не совпадает с "я могу" 2. И профессия мечты в итоге остается лишь мечтой. Стоит также не только выбрать определенную специальность, но и попробовать себя в ней хотя бы на период стажировки. Это позволит отбросить романтические шоры и взглянуть на будущую работу более объективно. Возможно, при ближайшем рассмотрении она уже не покажется столь привлекательной.

Понимание себя

Психологическая готовность подростка к профориентации предусматривает три отдельных компонента: мотивационный, когнитивный и эмоционально-волевой 3.

  • Мотивационный компонент включает склонности, интересы и мотивы заниматься определенным видом деятельности. Также у подростка должна созреть потребность сделать осознанный выбор профессии, успешно выполнять задачи и достигать поставленные цели. Он должен желать дальнейшего продвижения в развитии своих профессиональных намерений.
  • Когнитивный компонент предусматривает, что у подростка сформированы необходимые знания и умения для выбора специальности, он в курсе, что представляет собой будущая профессия, насколько востребована на рынке труда.
  • Эмоционально-волевой компонент включает оценку собственных профессионально значимых качеств, навыки самоанализа, хороший уровень эмоциональной устойчивости, сосредоточенность на задаче, умение составить план действий и четко следовать ему.

Изучение мира профессий

При выборе будущей профессии следует трезво учитывать потребности общества в целом. В современных условиях существует серьезное противоречие между нуждами экономики в специалистах определенных направлений и устремлениями людей к профессиональной самореализации, которую все чаще связывают с любимым делом и призванием.

Конечно, если на рынке труда наметился дефицит востребованных профессий, это само по себе не повод ставить крест на мечте, отказываться от желания посвятить себя уже выбранной специальности. Но, возможно, подобная информация позволит скорректировать выбор в пользу компромиссного решения. Особенно если у подростка еще нет твердого понимания своих интересов, а видение будущего дела имеет общий вид. К примеру, он хочет заниматься профессиями, связанными с техникой, либо освоить специальность по типу «человек — человек» или «человек — художественный образ». Это существенно расширит список занятий, включая достаточно востребованные и высокооплачиваемые, которые потенциально интересны подростку.

Пробные шаги

В старших классах проводятся различные профориентационные мероприятия, в том числе подсказывающие, как выбрать профессию, оптимально отвечающую желаниям и возможностям подростка. Зачастую детям проводят и подробные экскурсии на производственные цеха, в офисы компаний. Это позволяет увидеть специальность, которой, возможно, ребенок посвятит всю жизнь, не в теоретической плоскости, по картинкам и рассказам, а на практике.

При плотном знакомстве с профессией, при первом опыте работы, старшеклассник выявит различные тонкости и неявные изначально составляющие, которые могут существенно изменить его решение, на кого пойти учиться после школы.

Например, окажется, что работа врачом предусматривает заучивание многочисленных клинических рекомендаций, заполнение массы документов, высокую ответственность за здоровье обратившихся, достаточно плотный график приемов больных, выезды на дом (если это касается участкового специалиста-педиатра), постоянное повышение квалификации. Что пожарный не просто сидит в ожидании сигнала тревоги о возгорании, но постоянно оттачивает свое мастерство в тактико-специальной подготовке, тренируется физически, осваивает новую спецтехнику, поддерживает в порядке имеющееся снаряжение.

Чем больше подросток узнает о специальности, которую выбрал, реально, без купюр, тем меньше риска, что он ошибется при принятии решения.

Роль родителей в профориентации ребенка

У родителей в вопросе выбора подростком профессии очень важная роль, которая требует особой осторожности и чуткости. Они должны помочь определиться ребенку.

С учетом того, что он не обладает должным жизненным опытом, не всегда объективно осознает все тонкости той или иной деятельности, не соотносит их со своими возможностями, советы взрослых трудно переоценить. Но важно понимать, что не должно быть никакого давления.

Советы родителям от психологов в связи с этим: не старайтесь навязать ребенку собственное мнение. Оно зачастую складывается из собственных нереализованных желаний. Например, мама мечтала стать актрисой, но ей не удалось, и теперь она хочет, чтобы дочь достигла успеха на этом поприще, игнорируя стремления самого ребенка. Либо отец прочитал, что программисты очень ценятся на рынке труда, и старается навязать сыну мысль пойти в сферу IT, создавать программы, хотя тот испытывает отвращение к цифровым технологиям и предпочитает музыку.

Как помочь выбрать профессию и при этом не сделать хуже? Что до реальной поддержки, то здесь для начала стоит поговорить с ребенком в доверительной форме. Если он еще не определился, рассказать, какие есть специальности, перечислить их сильные и слабые стороны. Если подростка что-то заинтересует, предложить помощь в детальном знакомстве с выбранной сферой. Больше информации можно найти в интернете, там же отыскать специализированные ресурсы и сообщества людей определенной профессии, которые без купюр расскажут обо всех подводных камнях, плюсах и минусах своей работы. Задача родителя здесь сводится к организации подобного знакомства, ее модерировании, направлении в деловое русло.


Как ребенку избежать стресс при выборе профессии

Около десяти лет школьники занимаются определенным кругом занятий: учеба, домашние задания, прогулки в свободное время или кружки. Но постепенно истекает время беззаботной школьной поры. Старшеклассники начинают осознавать, что впереди их ожидает взрослая жизнь, не всегда понятная, полная трудностей. Поэтому выбор профессии для подростков становится потенциальным стресс-фактором.

Удастся ли найти хорошую специальность? Получится ли освоить профессию и затем найти работу? А если тест на выбор профессии оказался неправильным? Эти и другие вопросы могут повысить тревожность подростка, привести к беспокойству, страхам, стрессам и неврозам. Подобные переживания негативно сказываются на общем самочувствии, отражаются и на успехе в профориентации.

Если подросток испытывает сильную тревогу, стоит обратиться к специалисту, который проведет с ним беседу, возможно, предложит курс специальной психокоррекции.

Она будет более эффективной, если ее сочетать с противотревожными средствами. Например, специалист может назначить прием препарата Тенотен детский. Это лекарство специально разработано для помощи ребенку в сложных периодах его жизни. Этот противотревожный препарат оказывает успокаивающее действие и улучшает процессы обучения и памяти. Это помогает снимать стресс, а также позволяет защищаться от высоких психоэмоциональных нагрузок у детей.

Форма выпуска удобна для приема, это таблетки для рассасывания, которые не требуют запивания. Так что их можно принимать даже во время занятий в школе.

Инструкция по применению (листок-вкладыш) указывает, что необходим курсовой прием, который длится от 1 до 3 месяцев. В некоторых случаях специалист увеличивает этот срок до полугода.

Более подробная схема приема препарата также находится в инструкции по применению (листке-вкладыше).

Список литературы

  1. Барышникова Е. В. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017.

  2. Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект. 2016.

  3. Серебровская Н. Е., Лукомец А. А. Психологическая готовность к выбору профессии в раннем юношестве: теоретический и практический аспект. Вестник КГУ. 2017.