
Развитие у детей социального интеллекта — очень важный процесс, закладывающий основу для успешного взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей жизни. Он включает способность понимать чувства и эмоции других членов общества, адекватно реагировать на них, строить хорошие отношения и при необходимости эффективно решать конфликтные ситуации. Подобные навыки полезны и в личной жизни, и при построении карьеры.
Каким образом можно развить социальный интеллект ребенка, какая поддержка необходима от родителей, поговорим в этой статье.
Под социальным интеллектом в психологии подразумевают способность человека понимать и интерпретировать происходящие социальные изменения, собственное поведение и поступки других людей. Это умение позволяет действовать осознанно в межличностных отношениях, с учетом потребностей и желаний окружающих1.
Человек, обладающий высоким социальным интеллектом, успешно общается с другими людьми, легко доносит до них свои мысли и желания, умеет договариваться, заключать взаимовыгодные сделки. Социальные навыки позволяют прогнозировать поведение: как собственное, так и других.
Социальный интеллект — хороший помощник во многих аспектах жизни. Он позволяет детям быстрее находить общий язык с окружающими, а значит, быстрее находить друзей, легче адаптироваться в различных сообществах: в классе, группе, дворовой компании, спортивной секции.
Хорошо развитые дипломатические навыки помогают успешно разрешать конфликты, либо вовсе их избегать.
Понимание эмоций полезно. Дети, знающие, отчего они возникают, умеющие их контролировать у себя, также могут считывать происходящее с другими людьми. Это помогает лучше справляться с трудностями, избегать стресса, вырабатывает конструктивный подход к решению возникающих проблем.
Формирование высокого социального интеллекта очень важно для будущей жизни ребенка. Этот процесс закладывает основы успешной карьеры, благополучия в семейной жизни, эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
Начало адаптации ребенка в обществе начинается в самые ранние годы, еще когда он впервые выходит во двор за руку с мамой, чтобы поиграть с другими детьми в песочнице.
До этого он, возможно, видел лишь родителей, а теперь ему приходится как-то взаимодействовать с другими малышами. Например, учиться просить или давать поиграть игрушки. В дальнейшем социализация ребенка только нарастает. В зависимости от возраста меняются и способы развития социального интеллекта.
Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего обучение различным навыкам через игру, общение и пример взрослых. Родители и воспитатели имеют ключевую роль в этом процессе, создавая благоприятную среду для формирования здоровых социальных взаимоотношений2.
Педагоги дошкольного учреждения знают, как научить ребенка в игровой форме задаткам социального поведения. Воспитатель приводит различные ситуации, герой которых чем-то расстроен или рад, рассказывает о дружбе и взаимопомощи.
Помогают развить навыки общения ролевые сценки, где представляется посещение школы, магазина или больницы. Используется совместное творчество.
Включаются в список занятий и другие игры для развития коммуникативных навыков.
Воспитатели также могут моделировать различные конфликты, либо прорабатывать имеющиеся в группе, чтобы приучать детей решать их мирным путем, переводя в конструктивное русло.
В этом возрасте малыши еще только знакомятся с социальными нормами и правилами, учатся уважать чужие границы, помогать друг другу, играть сообща, развивают умение сопереживать.
Это важный момент воспитания: чем более развит социальный интеллект на ранней стадии, тем легче ребенку будет в дальнейшем адаптироваться к школе.
Одна из важнейших педагогических задач начальной школы — продолжение социализации ребенка, что предполагает оформление у него адаптивных свойств и качеств, развитие социального интеллекта.
Учитель создает в классе комфортную и безопасную атмосферу, поддерживает позитивное отношение к каждому ученику, помогая им раскрыться в плане личностного роста.
Образовательный процесс предполагает комплексное развитие ребенка, в том числе нравственное и общекультурное3.
Регулярно проводятся классные часы, посвященные дружбе и взаимопониманию, организовываются совместные мероприятия, в которых школьники учатся взаимодействовать друг с другом, решать совместные задачи. Также классный руководитель проводит занятия, которые позволяют лучше изучить различные эмоции, использовать ролевые игры для знакомства с ними.
В обсуждении литературных произведений, кинофильмов, преподаватель побуждает ребят оценивать поведение героев, предполагать, как бы они поступили сами в том или ином случае. Общение с другими детьми выходит на новый уровень. Преподаватель учит ребят правильно вести дискуссию, споры: уважительно относиться к собеседнику, не перебивать, слушать другое мнение.
Инсценируется конфликтная ситуация, либо разбирается реально произошедшая, для детального анализа ее исходных корней, поведения сторон и возможных способов избежать подобных случаев в жизни.
В этот период совершенствованию социального интеллекта активно способствует сам подросток, вступивший в новый этап жизни, который характеризуется стремлением к общению и совместной деятельности со сверстниками. Он сам хочет почувствовать важность своего места в коллективе, самоутверждаться. В таком случае преподавателю и родителям остается лишь предоставить ему возможность дальнейшего совершенствования4.
Способы развития социального интеллекта в старшем школьном возрасте гармонично вытекают из усвоенного ребенком в начальной школе, хотя и дополняются рядом новшеств. С учетом более развитых когнитивных способностей старшеклассников предлагаются сложные способы улучшения социального взаимодействия. Сюда входят задания на анализ собственных чувств, эмоций других людей. Предполагается активное включение в разноплановые дебаты. Участие в групповых проектах, где нужно примерить на себя роль лидера и организатора, требующую развитых коммуникативных способностей. Проводится работа над большими проектами, с подключением и тесным взаимодействием группы учеников.
Обогащает социальные контакты и улучшает эмпатию участие в волонтерских движениях, программах помощи пожилым, детям-сиротам, в экологических акциях. Развитие социального интеллекта также проводится с помощью театрализованных сценок, где подростки разыгрывают различные сценарии, жизненные ситуации.
Нередко родители задаются вопросом: как научить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, если у него не выработаны необходимые навыки? Среди детей достаточно высокий процент тех, кто испытывает трудности в адаптации к социальной среде: в группе детского сада или школьном классе. Многое зависит от генетической предрасположенности, особенностей характера, пробелов семейного воспитания. Сказывается и возможный негативный опыт из прошлого. Но это не повод опускать руки.
Помочь ребенку родители могут различными способами: полезными советами и домашними тренировками оттачивания коммуникативных навыков, имитацией социальных ролей.
В некоторых случаях за помощью стоит обратиться к профессионалам: педагогам и психологам. Специалисты проанализируют поведение ребенка, выявят его слабые и сильные стороны, дадут рекомендации, каким образом убрать мешающие развитию социального интеллекта негативные эмоции ребенка, чувство стеснения, страхи. Также пойдет на пользу участие в тренингах по улучшению навыков и умений, необходимых для активной социальной роли.
Кроме того, существуют и медикаментозные средства, позволяющие нормализовать развитие социального интеллекта, вкупе с другими функциями высшей нервной деятельности. Например, специалист может назначить прием противотревожного препарата Тенотен детский.
Он показан для детей с трех лет. Лекарство помогает улучшать переносимость психоэмоциональных нагрузок, часто сопровождающих процесс социальной адаптации детей в детсаду и школе.
Зачастую стеснение, робость, боязнь активной роли перерастает у ребят в неврозы и невротические расстройства различной степени выраженности. Тенотен детский помогает справляться с ними, налаживая работу и защищая нервную систему от неблагоприятных стрессовых факторов. Активные компоненты препарата нормализуют процессы обучения и памяти и восстанавливают психоэмоциональный фон ребенка.
Стоит понимать, что стойкое противотревожное действие потребует времени: средство принимают курсом, который обычно составляет от 1 до 3 месяцев. Схема приема указана в инструкции по применению (листок-вкладыш). У препарата Тенотен детский удобная форма выпуска — таблетки для рассасывания. Они не требуют запивания, поэтому их можно принимать в любое время, в любом месте.