Адаптация ребенка в детском саду
экспертом
к.м.н. Стаж:
27 лет
Человеку в жизни часто приходится оказываться в условиях новой обстановки. Это происходит при поступлении в школу и вуз, во время устройства на работу. Но самый важный шаг человек делает в раннем детстве, когда родители впервые ведут его в дошкольное учреждение. От того, как воспримет малыш кардинальную перемену в образе жизни, во многом будут зависеть его действия при последующих адаптациях в тех или иных коллективах, поскольку это — самый первый жизненный опыт.
Что помогает детям осваиваться в детском саду и какие проблемы могут возникнуть, расскажем в этой статье.
Что такое адаптация ребенка в детском саду?
Адаптация — психологический процесс приспособления личности к условиям и требованиям жизни в определенном обществе1. Для детей первые дни посещения детсада очень важны. У них еще нет опыта попадания в подобные ситуации, к тому же рядом отсутствуют самые главные люди в жизни, их опора в любой затруднительной ситуации — мамы, папы, бабушки и дедушки. Это существенно повышает стрессовое состояние и тревожность.
Основная часть малышей способна сравнительно быстро пройти процесс адаптации, особенно если требования детского сада мало отличаются от семейных, где уже стараниями родителей для ребенка сформирован режим дня, привиты навыки самообслуживания.
Как проходит процесс адаптации детей к детскому саду?
Стресс в самый первый день может и не дать о себе знать. Но в дальнейшем есть риск его проявления. У ребенка нарушается сон, он плохо ест, иногда возможны невротические симптомы, ухудшение настроения и плаксивость, может ухудшиться речь, снизиться вес. Организм также способен отреагировать на такую ситуацию желудочно-кишечными расстройствами.
В зависимости от выраженности симптомов и времени привыкания к новым условиям, специалисты выделяют три степени тяжести прохождения адаптации: легкую, среднюю и тяжелую2.
Легкая степень
В этом случае наблюдается нормализация поведения малыша в течение 14 дней со дня появления в детском саду. У него снова хороший аппетит уже к концу первой недели пребывания в группе, а через 7–14 дней устраняется и проблема с засыпанием.
Конечно, по утрам у ребенка еще может наблюдаться плохое настроение, и родителей, которые привели его в детский сад, он еще будет провожать плачем. Но пройдет несколько минут после расставания, и малыш успокаивается. Он легко вовлекается во все занятия, предложенные воспитателем, интересуется игрушками и общается с окружающими.
Изначально у ребенка может быть заторможена речь, однако к концу первого месяца она восстанавливается. Нет признаков невроза, как отсутствует и высокая заболеваемость (не более десяти дней без осложнений).
Средняя степень
Проявления стресса в виде потери аппетита и нарушения сна протекают в более выраженном виде. Сон может восстановиться в среднем только через месяц, причем в это время страдает и его качество. Аппетит также возвращается через 20–40 дней. Само поведение характеризуется неустойчивостью, оно зачастую плаксивое, особенно при разлуке с родителями по утрам.
К другим детям ребенок безразличен, хотя в некоторых случаях и может проявлять интерес. Со взрослыми общается избирательно. Речь, особенно в очень раннем возрасте, может вовсе не использоваться, либо замедляется ее активность. Малыш способен увлечься играми, но в зависимости от ситуации.
Вес из-за стресса в период адаптации не снижается, но в некоторых случаях возможны неврозы. Негативно воздействуют переживания и на иммунитет. У малыша возникают заболевания до двух раз общим сроком не более десяти дней, но без осложнений.
Наблюдаются изменения со стороны вегетативной системы. С этим связаны бледность, потливость, покраснение щек, диатез. Такие симптомы обычно проходят за 10–14 дней.
Тяжелая степень
Тяжелая степень адаптации проявляется во всех аспектах максимально выраженно. Ребенок с трудом засыпает, сам сон короткий, иногда прерывается плачем.
Малыш не ест, если настаивать на кормлении начинается невротическая рвота. Также в некоторых случаях может наблюдаться нарушение стула и прочие проблемы с желудочно-кишечным трактом.
В период адаптации на фоне стресса возможна задержка речевого развития. Другие взрослые для ребенка безразличны, его не интересуют также игры и занятия в группе. Согруппники вызывают опасения или агрессию. Такое поведение может проходить только на второй месяц пребывания в детском саду.
Сколько длится адаптация к детскому саду?
Время, за которое ребенок способен привыкать к новому окружению, индивидуально. Кому-то хватает недели, кто-то проходит адаптацию больше месяца. Зависит этап освоения от многих факторов. Это и характер самого малыша, и состояние здоровья, и специфика семейных отношений, и уровень предварительной подготовки к посещению детского сада3.

Как понять, что адаптация проходит хорошо?
Как понять, что период адаптации ребенка в детском саду завершен? На это указывают глубокий сон малыша, хороший аппетит, в целом позитивное эмоциональное состояние и прибавка в весе, соответствующая его возрасту.
Для ребенка уже нет проблем вставать по утрам и идти в детский сад. Разлуку он тоже переносит без плача. Полностью восстанавливаются все привычки и навыки, которые были приобретены до начала адаптации.
Что может негативно повлиять на адаптацию ребенка к детскому саду?
Проблемы с адаптацией в детском саду встречаются по разным причинам. Здесь сочетаются психологические, физические и социальные предпосылки.
Психологические факторы:
- Разлука с родителями. Ребенок впервые надолго остается без близких взрослых, испытывает тревогу и страх.
- Изменение привычного режима. Новый распорядок дня, правила поведения, организация питания по графику, а не по требованию.
- Социальная дезориентация. Отсутствие опыта взаимодействия с большим количеством сверстников и незнакомых взрослых.
- Индивидуальные особенности характера. Застенчивые, тревожные или гиперактивные дети адаптируются сложнее.
Физические факторы:
- Переход на новое меню питания. Непривычные для организма блюда и режим приема пищи.
- Недостаточная физическая подготовка, неразвитая мелкая моторика. Неспособность самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом и мыть руки.
- Предрасположенность к заболеваниям. Адаптация ослабляет иммунитет ребенка, особенно при первом контакте с коллективом детей.
Социальные факторы:
- Родители недостаточно информированы о правилах детсада и психологически не готовы поддержать своего малыша.
- Языковые барьеры и культурные различия затрудняют повседневную жизнь и общение ребенка с воспитателями и детьми.
Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
Успешная адаптация ребенка в детском саду во многом зависит от его предварительной подготовки в домашних условиях. Основные рекомендации специалистов указывают на то, что начинать готовить малыша к детсаду можно примерно за два-три месяца до первого визита.
Ознакомьтесь заранее с распорядком дня учреждения и плавно вводите аналогичные правила дома, при этом нужно помогать малышу привыкнуть к новому графику.
Разговаривайте с ребенком открыто и позитивно о предстоящих изменениях. Расскажите, что ребенок идет в детский сад, поскольку маме с папой надо работать, а там дети играют вместе, знакомятся с новыми друзьями, занимаются увлекательными делами. Поделитесь информацией о бытовых аспектах пребывания в группе: приеме пищи, дневном сне, наличии личного пространства вроде кровати, шкафа и полотенец.
Важно объяснить ребенку мотивацию вашего решения отправить его в садик честно и искренне, избегая лжи, чтобы сохранить доверие.
Нужно повышать социальную активность ребенка с раннего возраста: регулярно гулять на детских площадках, наблюдая за взаимодействием сверстников, приглашать гостей и поощрять общение с посторонними детьми.
При выраженной тревожности и болезненности расставания с матерью лучше доверить утреннее сопровождение в детсад другим членам семьи: отцу, бабушке или дедушке. Первые дни можно ограничиваться коротким пребыванием в садике, своевременно забирая ребенка домой.
Особое внимание надо уделять развитию самостоятельности. Если дошкольник умеет пользоваться столовыми приборами, раздеваться и одеваться, это значительно упростит процесс адаптации и повысит его уверенность.
Во время периода адаптации важно учитывать индивидуальные особенности поведения и привычек ребенка. Если присутствуют устойчивые поведенческие стереотипы (например, сосание пальца, использование пустышки перед сном), надо оставить их пока без коррекции, чтобы минимизировать стресс от новых условий.
Доверительные предметы — любимые игрушки, фотографии родителей или книжки — станут хорошим психологическим ресурсом для спокойствия ребенка в незнакомой среде. Однако следует обсудить это с воспитателями группы, чтобы убедиться в возможности использования таких вещей в стенах детсада.
Правильная адаптация ребенка в детском саду предполагает комплексный подход. Комфортное освоение на новом месте обеспечивают общими усилиями родители и специалисты дошкольного учреждения.
Используются различные методы, в том числе и фармацевтические. Например, Облегчению состояния малыша может способствовать прием курсового противотревожного препарата Тенотен® детский.
Специалист может порекомендовать препарат Тенотен® детский для улучшения переносимости психоэмоциональных нагрузок, повышения стрессоустойчивости и снижения проявлений повышенной утомляемости — состояний, часто возникающих у детей в период адаптации к дошкольным и школьным учреждениям.
Список литературы
- Советы психолога родителям по адаптации детей 2–3 лет в детском саду. Электронное образование Республики Татарстан. (дата обращения 18.10.2025).
- Дремлюга С. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Вестник науки и образования; 2021. (дата обращения 18.10.2025).
- Антонова И. В., Кузюрина С. А., Антонов О. В., Щерба Е. В. Современные подходы к профилактике дезадаптационного синдрома у детей в дошкольных образовательных учреждениях // Вестник СурГУ. Медицина. 2025. Т. 18, No 1. С. 23–29.
- Захарова Г. Я., Абрамова Е. В., Ватутова Р. Ш. Оценка эффективности профилактического применения препаратов «Анаферона® детского» и «Тенотена® детского» в период адаптации детей к началу обучения в детских образовательных учреждениях //Медицинская наука и образование Урала. – 2013. – Т. 3. – С. 107-111.