
Первые дни посещения детского сада очень важны и для детей, и для их родителей. Ребенок попадает в условия, где все для него в новинку и отличается от привычной домашней обстановки1.
Рядом нет близких людей, а главное — мамы. Вокруг чужие взрослые, незнакомые сверстники, требуется соблюдать правила, которые могут показаться непривычными, установлен определенный режим. Все это приводит к тому, что у малыша появляется стресс. Для его предупреждения родителям нужно заранее подготовить ребенка к новому этапу в жизни, действуя в одной команде со специалистами детского сада. Что предпринять, чтобы период адаптации в детском саду прошел как можно легче — читайте в этой статье.
Обычно у большинства детей процесс адаптации длится недолго, 1–2 месяца. Некоторые дети успевают привыкнуть к новым условиям и гораздо раньше, однако есть малыши, которым для этого может потребоваться значительный срок, более полугода2.
Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, насколько серьезно велась дома его подготовка к новому этапу в жизни, как профессионально помогли освоиться в группе воспитатели.
Адаптация в психологии — приспособление человека к жизни в обществе с определенными порядками и требованиями. Для ребенка это означает принятие правил детского сада, как психологическое, так и физическое3.
В психологическом плане дети должны научиться расставаться с мамой, папой, прочими родными взрослыми, которые привели их в группу, без истерик и слез. Адаптация к условиям нового места предполагает следование рекомендациям, послушное поведение, выполнение требований воспитателя и других специалистов детсада, навыки самообслуживания в ясельной группе: от выработки умения самостоятельно пользоваться горшком до одевания на прогулку и раздевания после нее. В старшей группе — установление хороших контактов со специалистами детсада и сверстниками.
Физическая адаптация предусматривает привыкание к питанию, прогулкам и режиму дня в целом.
Тяжелая адаптация ребенка в детском саду зачастую свидетельствует о недостатках воспитания в семье. Если ребенка еще дома приучили к горшку, одеваться и самостоятельно умываться, то у него больше шансов быстро приспособиться к условиям ДОУ. А если у него есть друзья среди сверстников, знакомые взрослые не из семьи, то и социальная адаптация пройдет в короткие сроки.
Обычно различают следующие степени адаптации ребенка в детском саду:
1. Начальный этап — это знакомство с садиком. Здесь могут проявляться страх и тревога.
2. Активная адаптация — ребенок начинает взаимодействовать с окружающими, участвует в играх и занятиях, но все еще может испытывать волнение.
3. Устойчивый этап является результатом грамотных действий родителей и воспитателя на предыдущих. Малыш комфортно чувствует себя в детском саду, активно участвует в жизни группы, у него появляются друзья.
Родители в период адаптации к детскому саду должны всемерно помогать ребенку, особенно на первых этапах. Разумеется, профессиональные методы адаптации использует воспитатель и другие специалисты детского сада. Но именно грамотная совместная работа и дома и в группе дает наиболее эффективный результат.
Приучать к детсаду ребенка надо постепенно, исходить из его психологического состояния, возможности принять новые правила. Но для начала и самому родителю надо настроиться, поскольку это новый этап и в его жизни.
Стоит самому познакомиться с дошкольным учреждением, со специалистами, которые будут заниматься ребенком, с режимом дня, питанием. Чтобы ребенок быстрее адаптировался к условиям детского сада, рекомендуется включить дома некоторые принятые там правила.
Если малыш начнет получать пищу, привычную для детсада, вставать и ложиться в то же время, когда это делают там, то для него будет меньше вещей, к которым придется привыкать.
Также можно заниматься дома играми и упражнениями, принятыми в дошкольном образовательном учреждении. Ребенок получит опыт их выполнения в психологически комфортном окружении, затем в группе сможет лучше выполнять задания, активнее и смелее играть.
Если у малыша есть друзья во дворе, среди знакомых семей, то их игры станут очень полезными для адаптации. В иных ситуациях, если дети воспитываются под гиперопекой, в тепличных условиях и без попыток социализации, часто возникают различные трудности. Например, может выясниться, что ребенок боится других детей, когда приходит время посещения детского сада.
В детском саду показателями адаптации детей служат4:
С учетом оценки данных показателей специалист делает вывод, насколько ребенку удалось адаптироваться к детскому саду. Если какой-то из показателей неудовлетворителен, надо понять, из-за чего.
Например, причина плохого сна в группе может быть в том, что дома ребенок привык спать в абсолютной тишине, а в новых условиях при фоновом шуме большого дошкольного учреждения таких условий создать не получается. Отсутствие аппетита может наблюдаться при несовпадении состава меню в детском саду с домашним питанием.
Все эти случаи специалист должен изучить, проговорить с законными представителями малыша, чтобы выявить возможные проблемы адаптации ребенка в детском саду и скорректировать их совместными усилиями.
Также родителям советуют придерживаться следующих условий для успешной адаптации5:
1. Быть спокойным при посещении детсада. Если родители сами взволнованы, то эта тревога легко передается и ребенку. Это негативно скажется на адаптации.
2. Старайтесь посещать детский сад регулярно, особенно в адаптационный период. Пропускать имеет смысл только по болезни. Бывает, заметив, что ребенок не хочет в детский сад, родители идут ему навстречу, решая взять перерыв в посещении дошкольного учреждения. Но это не пойдет на пользу. Если ребенок будет часто оставаться дома, ему придется дольше привыкать к режиму дня, сверстникам и воспитателям. А постоянное посещение, наоборот, поможет быстрее адаптироваться.
3. Часто бывает так, что ребенок плачет в детском саду, когда его приводит мама и наступает время расставания. Специалисты советуют в этом случае выработать своеобразный ритуал прощания: определенный жест или слова, после которых мама точно уходит. Это позволит успокоить малыша, дать ему понять, что родитель не спрятался где-то поблизости, не находится рядом и вот-вот вернется. Когда мама покидает его не попрощавшись, подобные мысли могут посещать. В итоге он будет постоянно вспоминать о матери во время игр или прогулок, грустить и плакать. Ритуал прощания покажет, что родитель точно ушел, его не стоит ждать до самого вечера, и можно полностью переключиться на повседневные занятия.
4. Можно дать малышу в детский сад определенный «оберег» — какую-то вещь, например, мягкую игрушку, которая будет напоминать о доме. Имея ее рядом, ребенок будет чувствовать себя спокойнее.
5. У матери с ребенком существует особая связь. Поэтому, когда она приводит малыша в детский сад, тот особенно тяжело переживает расставание с ней. Как реагировать в таком случае? Если подобное происходит постоянно, специалисты рекомендуют по возможности возложить сопровождение ребенка в детский сад на другого члена семьи: папу, бабушку или дедушку.
В раннем детском возрасте малыши особенно привязаны к родителям, поэтому следует использовать доверительные отношения, чтобы постоянно отслеживать внутренний мир ребенка. Обычно он сам охотно делится с мамой переживаниями и тревогами, постоянно рассказывает, что происходит в детском саду. Родители для него являются серьезным авторитетом, поэтому, если случилась какая-то неприятность, появился стресс, нужно проявить участие, настроить ребенка на позитивный лад, оказать поддержку, развеять все страхи и снять тревоги.
Однако бывает, что одних родительских усилий не хватает. И тогда лучше привлечь к помощи специалиста. Он выслушает жалобы родителей, проанализирует поведение ребенка, выявит причины его подавленного состояния и предложит методы психологической терапии. Для усиления эффекта могут назначить прием специальных средств, которые позволяют укрепить нервную систему малыша и повысить его стрессоустойчивость. К подобным относится противотревожный препарат Тенотен детский в таблетках, который принимают с трехлетнего возраста.
Это лекарство разработано непосредственно для помощи в стрессовых ситуациях, например, период адаптации в детском саду.
Тенотен детский имеет удобную форму выпуска — таблетки для рассасывания, не требующие запивания водой и обладающие приятным вкусом.
Средство предназначено для курсовой терапии, схема приема указана в инструкции по применению (листке-вкладыше). Обычно курс длится 1–3 месяца, в этот период нужно принимать по 1–2 таблетки до трех раз в день вне приема пищи. В некоторых случаях может быть показана и другая схема с учетом индивидуальных особенностей ребенка.