Как научить ребенка дружить

В какой-то момент дети после узкого семейного окружения в виде родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер попадают в песочницу двора, в детский сад, где им придется сталкиваться с другими ребятами, общаться, взаимодействовать, находить друзей и подруг. Большинство малышей с этим справляются хорошо.
Но нередко бывает, что ребенку трудно контактировать со своими сверстниками. Как в этом случае ему помочь? Расскажем в статье.
Почему ребенку сложно дружить:
В некоторых случаях маленьких детей и не приходится учить дружить. Вы только завели ребенка во двор, и вот он уже в кругу незнакомых малышей, кто-то первый сказал: "Привет! Меня зовут Ваня, а тебя как зовут? Пойдем играть!". И все, у малыша уже есть друзья, он занят с ними догонялками, песочными куличиками, катанием на велосипеде.
Но не всем детям психологически легко дается наладить взаимоотношения со сверстниками1. В чем же трудности? Вот основные:
Индивидуальные особенности
У ребенка могут быть определенные проблемы с общением, возможностью сделать первый шаг, завязать разговор, предложить поиграть вместе2.
Например, иногда мешает сделать это застенчивость, она же часто становится препятствием к принятию предложений о дружбе. Если малыш ранее не знакомился ни с кем из сверстников, не имеет об этом представления, он может смешаться. В таком случае родителям стоит помочь ему, объяснить, что от него требуется, как себя вести. Подробнее об этом мы говорили здесь.
Иногда мешают физические недостатки, которых ребенок стесняется. Они же могут отпугнуть сверстников. В таких случаях часто помогает подключение родителей других детей, которые хорошо разъяснят им, что проблемы со здоровьем (заячья губа, шрамы, хромота или инвалидная коляска) — не повод отказывать человеку в дружбе и общении.
Недостаток социальных навыков;
Недостаток социальных навыков возникает по разным причинам. В их числе: генетическая предрасположенность, пробелы в воспитании, негативный социальный опыт с узким кругом общения, а также ряд психических расстройств, мешающих налаживать контакты. Например, сложности возникают у детей с расстройством аутического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, прочими проблемами. В этом случае ребенок не умеет дружить в силу специфики своего психического состояния, ему иногда даже поддерживать зрительный контакт бывает трудно.
В некоторых случаях проблема возникает из-за культурных различий, чуждых социальных норм — особенно если семья относится к числу мигрантов или представителям этнических меньшинств.
Проблемы в школе (буллинг, конфликты)
Негативный опыт знакомства с другими детьми нередко становится проблемой. Особенно плохо влияют факты буллинга в школе, когда ребенок ощущает себя жертвой, видит везде подвох, повод для насмешек и в каждом новом сверстнике подсознательно ощущает очередного участника травли.
Снижается самооценка и желание дружить, поскольку ребенок сомневается, что кому-то нужна его компания.
Влияние гаджетов
Если ребенок весь досуг проводит за планшетом, смартфоном и компьютером, со временем это способно повлиять на его психологию. Он мало использует живую речь, редко участвует в прямом общении, которое формирует эмпатию, умение считывать невербальные сигналы и решать конфликты.
Без хорошей практики живой коммуникации детям, увлеченным гаджетами, будет трудно взаимодействовать со сверстниками в реальной жизни.
Какие качества помогают заводить друзей?
И страх общения из-за психологических или физических проблем, и генетическая предрасположенность — все это снижает вероятность успешного обретения друзей и даже просто знакомств. Но если заняться приобретением ряда навыков, проблема становится решаемой. Существуют некоторые приемы, как научить детей дружить3.
Что поможет в этом:
Эмпатия и сочувствие
Эмпатия в психологии — важное качество для развития социального интеллекта. Чтобы развить сочувствие и сопереживание окружающим людям, родители могут воздействовать на ребенка через игру, примеряя для него различные роли, в которых требуется помогать другим4. Например, доктор лечит больного, мама укачивает малыша, пожарный спасает жильцов квартиры из огня.
Полезно моделировать правильное поведение в разных ситуациях, обсуждать сказки, истории, книги и фильмы. Пусть ребенок учится определять, что испытывает тот или иной персонаж в зависимости от слов, мимики и контекста ситуации.
Умение слушать
С помощью различных игр и упражнений следует развить у ребенка навык активного слушания. Это ценное умение, способное превратить его в человека, который станет душой любой компании, к которому будут обращаться за советами и поддержкой. Даже среди взрослых подобное качество на вес золота. Ведь как хорошо, когда рядом есть человек, готовый выслушать все наболевшее!
Нужно учить культуре беседы: не перебивать говорящего, ждать, пока тот закончит мысль, при случае задавать дополнительные вопросы, показывая, что общение ребенку интересно.
Умение делиться
Умение делиться — это основа дружбы. Оно показывает, что в отношениях с людьми важно не только получать, но и что-то давать. Если ребенок не хочет делиться, ему стоит объяснить, зачем это нужно. Сегодня ты поделишься с другом — завтра он поделится с тобой. В качестве примера могут выступить сами родители, показав, как это делать.
Подобное стоит практиковать в семейной жизни, подчеркивая связывающие вас узы сотрудничества. Стоит включить в ролевые игры ситуации, вырабатывающие умение, чтобы попрактиковаться и при необходимости своевременно скорректировать поведение малыша.
Уважение к другим
Дружба должна опираться на взаимное уважение детей. Хотя иногда она и строится на основе неравноправных отношений, но даже в таком случае оба партнера идут на это добровольно5. Нельзя требовать от друзей, чтобы они не дружили с теми, кто не нравится ребенку, или любили мультфильмы, которые он любит.
Друг — отдельная личность со своими желаниями и предпочтениями. Нельзя его заставлять что-то делать, манипулировать им, угрожать разрывом или командовать. Можно предлагать, давать какие-то рекомендации или советы, с которыми он вправе и не согласиться.
Чего следует избегать родителям
Родители, озабоченные тем, как научить ребенка дружить со сверстниками, зачастую делают это настолько неуклюже, что их поддержка становится медвежьей услугой.
Что точно не рекомендуется:
-
Не должно быть давления и принуждения к общению со сверстниками. Любое действие "из-под палки" воспринимается в этом возрасте негативно. Детская дружба на таком фундаменте долго не продержится.
-
Нельзя сравнивать ребенка с другими ни в плохую, ни в хорошую сторону. Он должен понимать, что нет людей лучше или хуже, у всех свои особенности.
-
Не стоит излишне вмешиваться в отношения ребенка с друзьями. Его приятели могут вам не нравиться, а их поведение показаться сомнительным. Но это не ваши друзья. Ребенок сам должен решать, с кем играть, развивать социальные навыки. Если требуется коррекция его поведения, то стоит подходить к ней аккуратно. Например, если ребенок набрался от нового приятеля плохих слов, стоит указать на это, делая акцент на том, что в доме и семье такие вещи неуместны, при этом не критикуя самого друга.
-
Не надо вмешиваться, если произошла детская ссора между друзьями. Разве только в крайних случаях. Например, когда дело дошло до драки. И уж тем более не следует в подобных конфликтах принимать одну из сторон.
-
Не стоит делать вид, что нет проблем, если малыш не способен завести друзей и страдает от этого. В будущем подобное может привести к одиночеству, что в подростковом возрасте доставляет ряд неудобств, рискует отразиться на психике, снизив самооценку, запустив механизм депрессии и даже повлияв на физическое состояние через переживание стрессов, снижающих иммунитет.
Если родители сами не знают, как научить ребенка дружить, стоит обратиться к специалисту. Тот выслушает жалобы, оценит состояние малыша, выявит причины, мешающие ему продуктивно общаться со сверстниками, подберет различные методы психологической коррекции.
Зачастую в числе причин – психоэмоциональные нарушения, не позволяющие справляться с волнением, проявлять активность и инициативу для знакомства. В таком случае вместе с обучением навыкам социального взаимодействия ребенку стоит провести и медикаментозную терапию, позволяющую нормализовать поведение. С этой целью специалист может назначить курсовой прием препарата Тенотен детский, который показан ребятам с трехлетнего возраста.
Это средство уменьшает проявления тревоги, раздражительности и повышенной возбудимости. В результате повышается стрессоустойчивость и переносимость психоэмоциональных нагрузок.
Ребенок меньше волнуется, лучше себя чувствует, и это отражается на его способности объективно воспринимать себя и других людей, налаживать с ними социальные контакты, в том числе — заводить друзей.
Противотревожный препарат принимают курсом, который длится от 1 до 3 месяцев. В некоторых случаях специалист может его продлить до 6 месяцев. Инструкция по применению (листок-вкладыш) препарата содержит подробную схему приема средства.
Форма выпуска у препарата не требует запивания: лекарство реализуется в таблетках для рассасывания.