Ощущение неловкости, неуверенности в себе, и, как следствие, проблемы при взаимоотношениях с окружающими, и даже боязнь других людей — вот что такое застенчивость. Сам термин происходит от древнерусского слова «застить» — заслонять свет. Данное толкование подразумевает, что застенчивый человек предпочитает находиться в тени, оставаясь никем не замеченным.
Застенчивость — это не безобидная черта характера, а психологическая проблема. Ведь очень стеснительному человеку трудно самореализоваться и приспособиться к сложной жизненной обстановке1. Подобно многим другим нарушениям психики застенчивость формируется еще в раннем детстве. И если мы сегодня избавим ребенка от застенчивости, завтра мы облегчим жизнь взрослого человека.
В каком возрасте ребенок начинает стесняться? Согласно исследованиям психологов и педагогов первые признаки робости можно заметить примерно в 2 года. Окончательно стеснительность как индивидуальная характеристика формируется в дошкольном возрасте, до 6 лет.
Ребенок, познавая мир, вынужден контактировать с другими людьми. Однако у некоторых малышей контакт с окружающими вызывает отрицательные эмоции: тревогу, страх, и даже панику, посторонние воспринимаются как потенциальная угроза. Она, как правило, имеет не физический, а психологический характер.
Другими словами, застенчивый ребенок не обязательно боится, что окружающие причинят ему физическую боль. В большей степени он опасается психологической травмы из-за возможных насмешек, замечаний или ругани окружающих. Потенциальная угроза может быть реальной, когда ребенка действительно часто ругают окружающие, или мнимой, существующей только в сознании малыша.
В дошкольном возрасте психика еще полностью не сформирована, поэтому боязнь чаще всего не осознается, и ребенок не может ее четко сформулировать. Но, стремясь уйти от потенциальной опасности и связанных с ней эмоциональных переживаний, ребенок уже начинает избегать контактов. В результате общение с окружающими сводится к минимуму или прекращается вовсе.
Впоследствии детские страхи прочно закрепляются в сознании. На их основе формируется устойчивая манера или стереотип поведения стеснительного ребенка2. Застенчивость может быть полной, когда ребенок стесняется всех. Но чаще всего она имеет избирательный характер, когда стеснение возникает при контактах с определенными социальными группами — сверстниками, соседями, воспитателями в детском саду или просто с незнакомыми людьми.
Застенчивость может быть наследственной — так считают некоторые исследователи. Это значит, что у застенчивых родителей велика вероятность рождения такого же, как и они, не уверенного в себе ребенка.
В пользу наследственной теории говорят общие физиологические симптомы: у стеснительных людей некоторые участки головного мозга пребывают в состоянии повышенной возбудимости. А еще у них выявлен дефицит серотонина – гормона счастья. Это вещество облегчает проведение импульсов в головном мозге и формирует позитивные эмоции. При дефиците серотонина отмечается эмоциональная подавленность, скованность и неуверенность в себе.
Однако, как считают ученые, по наследству передается не сама стеснительность, а предрасположенность к ней, связанная с определенным складом личности. Страх перед людьми и уход от социальных взаимодействий в большей степени характерны для интровертов.
Дети-интроверты сконцентрированы на собственном внутреннем мире. В противоположность активным детям-экстравертам они не любят общаться, а шумной людной обстановке предпочитают покой и уединение.
У таких детей чаще формируется застенчивость, особенно под действием следующих факторов:
Некоторые признаки помогут определить, когда ребенок начал стесняться:
Во время тревожных ситуаций у таких детей нередко краснеет лицо, дыхание становится прерывистым, учащается сердцебиение.
У многих родителей детская застенчивость не вызывает опасений. Некоторые даже находят ее позитивной. Ведь в противоположность бойким непоседливым сверстникам стеснительные дети спокойны, послушны и покладисты. Вот только послушание это обманчиво, а за внешним спокойствием часто таится вулкан скрытых эмоций.
Застенчивый ребенок знает, чего он хочет и как добиться поставленной цели, но в силу психологических преград не может этого сделать5. Из-за нереализованных желаний назревает внутренний конфликт. Негативные эмоции не выплескиваются, а накапливаются и приводят к изменению личности.
В дальнейшем, по мере взросления, падает самооценка. Даже незначительные изменения в окружающей обстановке сопровождаются ощущением тревоги. Формируются различные виды навязчивых страхов, фобий.
Такие люди неохотно идут даже на незначительные риски и эксперименты. Им сложно контактировать с другими людьми, постигать новую информацию, овладевать навыками. В итоге формируются множественные психологические преграды на пути к жизненным целям, становится невозможным развитие и достижение успеха.
Для того чтобы побороть застенчивость, психологи дают следующие рекомендации:
Хороший результат дают развивающие игры и занятия с психологом. Для того чтобы эффективнее справиться с застенчивостью, специалисты советуют подкреплять психологические практики легкой медикаментозной поддержкой.
Современной фармацевтикой разработаны препараты, которые могут помочь ребенку погасить негативные эмоции, побороть стеснение и повысить самооценку. Противотревожные средства нормализуют настроение, устраняют сомнения и страхи, ребенок мягче реагирует на стресс, вызывающий причины застенчивости.
Один из рекомендуемых препаратов для снятия тревожности — Тенотен детский. Форма выпуска — таблетки для рассасывания. Активное вещество таблеток нормализует процессы возбуждения и торможения в головном мозге.
Инструкция по применению рекомендует принимать 1 таблетку от 1 до 3 раз в день. Таблетку нужно держать во рту до полного рассасывания, не глотая.
Противотревожное воздействие препарата не сопровождается сонливостью и заторможенностью ребенка. Поэтому во время лечения он может играть и общаться со сверстниками. Курс лечения длится от 1 до 3 месяцев, и по рекомендации специалиста может быть продлен до 6 месяцев, также курс можно повторить через 1-2 месяца.
Список литературы