Как помочь ребенку совмещать учебу и хобби
экспертом

к.м.н. Стаж:
27 лет

Представьте себе ребенка, который каждый вечер после школы мечется между учебниками и любимыми увлечениями: рисованием, спортом или музыкой. Как сделать, чтобы занятия приносили радость, а обучение оставалось продуктивным?
В этой статье мы подскажем, как успевать, совмещая учебу и кружки, которые помогут вашим детям раскрыть потенциал и сохранить вдохновение.
Почему важно совмещать учебу и хобби
Совмещение учебы и хобби для ребенка — это хорошая идея. Основные плюсы1:
- Развитие когнитивных способностей. Разносторонние увлечения детей укрепляют память, улучшают внимание и повышают креативность.
- Эмоциональная разгрузка. Учеба бывает напряженной, особенно в старших классах. Интенсивная нагрузка нередко способна вызвать сильный стресс. Но любимое хобби позволяет разрядиться, отдохнуть и улучшить настроение.
- Формирование полезных привычек. Регулярные занятия любимым делом учат ответственности, дисциплине и самостоятельности. Спортивные секции помогают укрепить здоровье и выносливость, подарят уверенность в себе, а главное — привычку заниматься физической активностью. Нехватка этого навыка в современном мире является очень серьезной проблемой, которая ведет ко многим недугам.
- Расширение кругозора. Хобби знакомят детей с новыми областями науки и культуры, которые в школе либо еще не изучают, либо вовсе не включают в программу.
Таким образом, ребенок, сочетающий учебу и любимое занятие, получает больше шансов стать успешным и всесторонне развитым человеком.
С какими проблемами сталкиваются дети при совмещении
Современному школьнику приходится балансировать между академическими требованиями образовательного учреждения и собственными увлечениями.
Гармонично совмещать учебу, творческие кружки или спортивные секции для детей — задача непростая2.
Нехватка времени
Сложно, когда не хватает времени и нужно выбирать что-то одно, расставлять каким-то образом приоритеты.
Представьте, что ребенок серьезно занимается музыкой, скоро состоится важный концерт, где надо хорошо выступить, поэтому нужны репетиции. Однако в это же время необходимо готовиться к годовой контрольной работе в школе.
Растет тревожность из-за необходимости сделать важный выбор.
Психологическое давление
Зачастую родители, решив превратить ребенка во всесторонне развитую личность, излишне перебарщивают, стараясь использовать для обучения каждую свободную минуту. Это само по себе повышает риск серьезной перегруженности.
Усугубляет же проблему постоянное ожидание только успешных результатов: золотые медали в спорте, пятерки в школе, победы в творческих конкурсах.
Ребенок оказывается под грузом ответственности за результат, что нередко перерастает в серьезный хронический стресс3.
Еще один фактор развития тревожного расстройства — длительное существование в режиме многозадачности. Когда у ребенка много важных забот, приходится постоянно находиться в позиции жонглера: как только ослабнет поддержание концентрации, как все начинает сыпаться.
Это вызывает постоянное беспокойство: страх что-то не успеть, забыть выполнить какое-то задание, пропустить важное занятие.
Потеря интереса к хобби или учебе
Еще знаменитый советский психолог Лев Выготский указывал4, что основной движущей силой для подростка в учебе является мотивация. Поэтому не надо винить в потере интереса к хобби или учебе слабую волю ребенка. Если у него нет ясной цели, и взрослые тоже не сумели успешно мотивировать школьника, то не стоит ждать больших успехов.
Снижают мотивацию и серьезные перегрузки, и неинтересная подача учебного материала, и недоработанная система поощрений за хорошие результаты, и прочие педагогические ошибки.
Нельзя заставить ребенка обожать учебу. Можно лишь дать правильную мотивацию, облегчить процесс освоения материала, облекая обучение в игровую оболочку, привнося соревновательный момент.
Что касается хобби, то зачастую интерес к нему охладевает по объективным причинам: ребенок в таком возрасте, когда хочется попробовать себя в разных занятиях. Какие-то в итоге могут и разонравиться, потерять первоначальное очарование. И уж тем более не будет ему интересно занятие, навязанное насильно взрослыми.
Как помочь ребенку организовать свое время
Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку правильно распределять свою нагрузку?
Составить совместное расписание
Родители могут предложить составить общее расписание вместе. Обсудите, когда лучше выполнять домашнее задание, гулять, отдыхать и посещать секции. Совместная работа позволит избежать конфликтов и сделает процесс планирования интересным занятием.
Учитывайте и возрастные особенности ребенка. Первокласснику дополнительные кружки лучше отложить на время знакомства со школой. То же самое стоит сделать для ребят, которые только вернулись за парту после летних каникул и еще не адаптировались5.
Если вы сами не знаете, как составить расписание с гармоничным включением всех компонентов, попросите классного руководителя.
Правильное распределение приоритетов
Ребенку важно объяснить, что не все одинаково значимо. Нужно научить расставлять приоритеты между учебой, отдыхом и хобби. Если уроки сделаны вовремя, появится больше свободного времени для любимых занятий.
Не перегружать кружками
Старайтесь ограничить список дел для ребенка. Многие родители стремятся записать детей сразу в несколько секций и кружков. Это часто приводит к переутомлению и нежеланию заниматься чем-то вообще. Лучше выбрать одно-два направления, которые ему действительно интересны.
Постарайтесь добиться баланса между занятиями, требующими умственной и физической нагрузки. Представьте, как сложно будет ребенку, который после плотной тренировки в хоккейной секции затем отправляется на футбольную, после чего ему еще придется заниматься в школе на уроке физкультуры.
Как поддерживать мотивацию и не отбить желание заниматься
Рекомендации для родителей, помогающие поддерживать мотивацию детей:
- Делайте акцент на позитиве. В детской психологии подкрепление результата очень важно. Хвалите успехи, подчеркивайте достижения, пусть даже небольшие. Похвала укрепляет уверенность и поддерживает мотивацию двигаться дальше.
- Разделяйте ответственность. Помогите грамотно спланировать график: занятия спортом или творчеством обязательно чередуйте с перерывами и свободным временем. Помните: чрезмерная нагрузка снижает удовольствие от процесса. Не менее важна и четкая организация рабочего места.
- Покажите личный пример. Когда дети видят, что взрослые тоже увлечены своими делами, им проще сохранять собственную заинтересованность.
Главное правило звучит просто: поддержка должна идти рука об руку с уважением к интересам вашего ребенка. Тогда учеба и любимое дело будут приносить радость и развивать таланты гармонично.
Когда стоит сделать паузу или сократить нагрузку
Важно вовремя заметить тревожные сигналы и оперативно среагировать на них. Признаками перегрузки обычно являются следующие изменения в поведении школьника:
- Он постоянно выглядит усталым, часто проявляет раздражительность.
- Отмечается снижение успеваемости в школе.
- Появилась потеря интереса к занятиям, ранее приносящим радость.
- Наблюдается ухудшение сна, аппетита, общего самочувствия.
Как помочь ребенку в такой ситуации? Это позволят следующие советы:
- Проведите откровенный разговор с ребенком. Узнайте, что именно вызывает дискомфорт. Иногда достаточно убрать один кружок или уменьшить количество тренировок.
- Пересмотрите режим дня. Возможно, слишком плотный график мешает полноценному отдыху. Попробуйте перенести занятия на другое время или изменить последовательность дел.
- Сделайте перерыв. Небольшая пауза даст возможность восстановить силы и вновь почувствовать вкус к деятельности.
Помните: здоровое развитие важнее высоких результатов любой ценой. Умение слышать потребности ребенка формирует доверие и помогает надолго сохранить интерес к учебе и увлечениям.
Однако иногда перегруженность вызывает длительный стресс, тревожное состояние, которое не удается снять обычными средствами. В таком случае будет полезна консультация детского специалиста. Он выслушает жалобы, проведет необходимые тесты, позволяющие диагностировать состояние ребенка и выявить причину негативного психического состояния. После этого назначит терапию, которая улучшит самочувствие.
Дополнительно снять лишнюю тревожность и минимизировать последствия длительного стресса помогают лекарства. Специалист может назначить противотревожный препарат, например, Тенотен детский.
Это средство предназначено для детей с трех лет. Оно оказывает успокаивающее, противотревожное действие. Это помогает при расстройствах поведения, связанных с переживанием стресса: тревоге, раздражительности, повышенной возбудимости, специфических проблемах развития учебных навыков.
Оказывая успокаивающее действие, в то же время Тенотен детский не вызывает таких нежелательных побочных эффектов, как сонливость и заторможенность. У него не выявлено случаев несовместимости с другими препаратами, поэтому лекарство можно включать в комплексную медикаментозную поддержку.
Тенотен детский предназначен для курсового применения. Препарат выпускается в лекарственной форме — таблетки для рассасывания. Подобная форма выпуска не требует запивания водой.
При тревожных состояниях, согласно инструкции по применению (листку-вкладышу) препарат принимают по 1 таблетке 1-3 раза в сутки. Курс при этом длится до трех месяцев.
Схему приема определяет специалист в индивидуальном порядке. Если возникнет необходимость, курс можно продлить до шести месяцев, либо повторить через 1–2 месяца.
Список литературы
- Теосова Д. Как совместить учебу и творчество для гармоничного развития ребенка? ЦРПДМ "ИМЕНА Продакшн". 2025. .
- Рогозинская С. Школа и увлечения: когда кружки и секции учебе не помеха. Просвещение. 2024.
- Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В., Рябоконь И.В. ОСНОВЫ ТЕРАПИИ И ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Вопросы современной педиатрии. 2013;12(3):38-44.
- Жукова И. В. Почему ребенок не хочет учиться? Разбираемся в причинах отсутствия учебной мотивации. Просвещение. 2020.
- Манукян О. Как совмещать учебу, дополнительное образование и отдых. Московское образование. 2022.