Воспитанный и послушный ребенок — мечта каждого родителя. Правильно воспитать ребенка в условиях современной жизни непросто, учитывая обилие информационной нагрузки на детскую психику. Физиологические процессы развития детей за последние десятки лет не изменились, но воздействие окружающего мира стало весьма агрессивным. Разберем, какие проблемы в воспитании детей могут ожидать родителей, и как с ними можно бороться.
Поведение ребенка отражает поведение его родителей, особенно это актуально в дошкольном возрасте. Малыш не знает, как действовать в той или иной ситуации — поэтому он смотрит, как поступают его родители или другие взрослые. Важная проблема воспитания в этом возрасте — необходимость объяснять малышу, что взрослый человек не всегда ведет себя правильно, и равняться нужно только на тех людей, которые совершают хорошие поступки. При этом родители должны понимать, что именно они являются непререкаемым авторитетом для детей, поэтому должны следить и за своим поведением.
Вторая проблема дошкольного возраста — активное познание малышом окружающего мира, так называемый этап «я сам». В это время родители должны удерживать баланс между строгими запретами и абсолютной вседозволенностью, иначе ребенок вырастет неуверенным в себе или чересчур избалованным.
Отечественные педиатры отмечают тенденцию к резкому снижению физической активности среди детей разных возрастов. Если всего 20–30 лет назад основными развлечениями детей были подвижные игры и спорт, то сейчас регулярные физические нагрузки остались разве что в детсадах и школах. Недостаток активности ведет к развитию ожирения, повышает риск сахарного диабета, способствует снижению иммунитета.
Специалисты считают, что проблема нехватки активности в детском возрасте связана с всеобщим снижением интереса к спорту. Если родители сами не имеют никаких активных хобби, а свободное время предпочитают проводить дома у телевизора, то и ребенок вряд ли заинтересуется плаванием или футболом.
Еще одна причина недостаточной физической активности в детском возрасте — ограничение свободного пребывания ребенка на улице в целях безопасности. Родители беспокоятся за своих детей, поэтому запрещают им гулять в одиночку. Ребенок постоянно находится дома, где мало простора для подвижных игр.
Улучшение качества жизни людей, повышение их материального благополучия — еще одна проблемная сторона воспитания. Родители, даже не самые обеспеченные, стремятся дать своему ребенку «все самое лучшее». И в большинстве случаев под этим «лучшим» родители подразумевают именно материальные блага. Дети носят дорогую одежду, ходят в школу с телефонами последних моделей, играют с высокотехнологичными игрушками.
Привычка иметь все самое лучшее воспитывает в детях зависимость от материальных благ, а не от духовных. Внимание детей концентрируется на вещах и комфорте, они реже проявляют чувство сострадания и жалости, восхищение красотой природы, заботу об окружающих. Причина этого кроется не в детском характере, а в особенностях материального выражения родительской любви.
Пожалуй, одна из самых важных социальных проблем, связанных с воспитанием современных детей — недостаток живого общения. Виной тому – обратная сторона технического прогресса, подарившего нам обилие электронных гаджетов, великое разнообразие компьютерных игр и соцсети как альтернативу реальному общению. По сравнению с предыдущими десятилетиями, на улицах стало значительно меньше дружно играющих малышей — дети предпочитают сидеть дома с компьютерами и планшетами.
Нехватка живого общения ведет к недостаточному формированию коммуникативных навыков у детей. Современные подростки часто страдают от неумения заводить друзей, выстраивать отношения со сверстниками противоположного пола и взрослыми людьми.
«Взрослый» разговор — это основная психологическая проблема родителей в воспитании современных детей. Из-за неограниченного доступа к информации, дети уже в раннем возрасте узнают про секс. Но далеко в этом вопросе их знания не развиваются: в силу возраста детям не интересно узнавать, как защищаться от половых инфекций или нежелательной беременности.
Многие родители не разговаривают с детьми о половом воспитании из-за стеснения, неловкости, неумения подобрать нужные слова. Им кажется, что как раз из-за свободного доступа к информации ребенок «разберется как-нибудь сам». Но в том и проблема, что найти и отсеять корректные данные о правилах здоровой половой жизни самостоятельно ребенок не сможет из-за недостатка опыта. К тому же, в таком деликатном вопросе нужен совет близкого человека, а не безликой интернет-страницы. А взрослые зачастую, вместо разговора по душам, пугают детей в духе «принесешь в подоле — выгоню из дома». На этой почве развивается конфликт доверия между родителями и детьми.
Воспитание детей с особенностями развития представляет большую сложность для родителей, прежде всего из-за невозможности прогнозировать поведение ребенка. Аутизм, синдром дефицита внимания, глухота, слепота и другие состояния создают проблемы в обучении, формировании социальных и бытовых навыков. Родителям требуется немало терпения и самообладания, чтобы спокойно реагировать на поведение ребенка, которое часто очень далеко от общепринятых норм.
Сложность взаимодействия с особенным ребенком заключается в том, что по поведению и внешнему виду практически невозможно понять, что происходит с психикой малыша. Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью могут весело и беззаботно играть, бегать и прыгать, переживая внутри глубокую тревогу и беспокойство – просто по-другому они не умеют выражать свои эмоции.
Неполная семья — это отсутствие у ребенка одного из родителей. Оставшийся родитель нередко чувствует вину перед сыном или дочерью за «неполноценность» их жизни, и старается компенсировать этот недостаток. Отсюда возникает такая проблема воспитания детей, особенно подростков, как чрезмерное потакание капризам. Любое желание родитель старается тут же исполнить, даже если это потребует от него серьезных усилий и финансовых затрат. В результате ребенок вырастает избалованным, считает, что все окружающие должны действовать ему в угоду.
Вторая крайность, в которую нередко впадают родители-одиночки — гиперопека, диктаторское отношение к ребенку. Такая проблема воспитания детей в неполной семье более характерна для матерей-одиночек. Строжайший контроль, запреты практически на все и частые наказания в ответ на непослушание формируют у детей низкую самооценку, неспособность общаться со сверстниками, панический страх неудач.
В воспитании детей нет четкого единого алгоритма или сборника правил, которому можно следовать, чтобы воспитать успешного и послушного ребенка. У всех детей разные характеры, свои взаимоотношения с окружающим миром. Детские психологи могут дать лишь рекомендации родителям, которые хотят избежать ошибок в воспитании своих детей.
Если вы испытываете какие-то сложности в воспитании ребенка, проанализируйте семейную ситуацию, учитывая возраст ребенка и события, происходящие вокруг него. Вполне вероятно, что проблема не в ваших действиях, а в реакции детской психики на внешние обстоятельства и связанные с ними внутренние переживания. Для детей, особенно подростков, в норме – переживать кризисы, страдать из-за жизненных трудностей, тяжело адаптироваться к новым условиям.
Родителям важно найти какое-то решение в таком случае. Курсовой прием препарата Тенотен детский может выступить как один из способов борьбы с детской тревожностью и избыточной эмоциональностью. Лекарство содержит аффинно очищенные антитела к мозгоспецифическому белку S-100, который участвует в реализации высших функций головного мозга — обучении, познавании окружающего мира, речь, умении анализировать поступающую информацию и применять ее в своих целях.
Препарат Тенотен детский нормализует активность белка S-100, улучшая переносимость нагрузок на психику и оказывая выраженное противотревожное действие. Препарат может помочь ребенку стать более эмоционально стабильным, быстрее и эффективнее воспринимать и запоминать информацию.
Специалисты рекомендуют принимать детский Тенотен при наличии у ребенка:
Тенотен детский разрешен к применению с трехлетнего возраста, имеет удобную форму выпуска — таблетки для рассасывания. Согласно инструкции по применению таблетку нужно держать во рту до полного растворения. Малышам можно растворить таблетку в чайной ложке воды.
Схема приема: как противотревожный препарат и как средство при расстройствах учебных навыков – по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки, курс лечения – 1-3 месяца. При необходимости курс можно продлить до 6 месяцев или повторить через 1–2 месяца.
Список литературы: