Ребенок плохо учится — что делать

Опубликовано: 03.05.2023
Время чтения: 5 минут
В этой статье:

«Опять двойка?!» – и вот уже вечер испорчен. Вместо семейных посиделок – разбор полетов: кто виноват и что делать. Но прежде чем ругать ребенка за плохую успеваемость, нужно разобраться, почему ребенок не хочет учиться и что мешает ему получать хорошие оценки.

Почему ребенок плохо учится или не хочет учиться

Если ребенок стал хуже учиться или совсем не хочет ходить в школу – не спешите обвинять его в лени и несознательности. Попробуйте разобраться, что с ним происходит. Есть множество причин школьной неуспеваемости, и не все из них подконтрольны ребенку. И чтобы разрешить проблему, требуется помощь родителей, учителей и психолога.

Причина №1. Физический дискомфорт

Иногда причина неуспеваемости кроется в том, что ребенок не может полноценно учиться. Вот почему это может быть:

  • Общая ослабленность организма. Например, астеничные и часто болеющие дети хуже справляются с программой – организму просто не хватает ресурсов для умственной деятельности.
  • Хронические заболевания. Дети с врожденными и приобретенными болезнями не всегда успевают постигать школьную программу, отстают от одноклассников и теряют интерес к учебе.
  • Недостаточное питание. Случается так, что утром ребенок просыпается поздно, бежит в школу, не позавтракав, а в школьной столовой отворачивается от борща и гречки с подливой – потому что ему это невкусно. В результате школьник половину дня проводит голодный – ему не до учебы.
  • Нарушения слуха и зрения. Такие проблемы не всегда выявляются быстро. Например, первоклассник, сидящий на задней парте, не видит, что пишет учитель на доске. Но стесняется сказать об этом учителю или попросить помощи у соседа по парте – и переписывает задания неправильно, пропускает важные объяснения. Учеба страдает, ребенок теряет интерес и не хочет ходить в школу.
  • Нервно-психические особенности. Например, дети с тревожными расстройствами могут плохо учиться в школе – потому, что отвлекаются на собственные переживания. Например, если ребенок боится оставаться в толпе малознакомых людей, он на уроке не может сосредоточиться – постоянно думает о том, как идти с группой в столовую или в спортзал.

Дети с особенностями здоровья не всегда учатся в специализированных школах, но им требуется особое внимание учителей и родителей. И учебный материал дается им сложнее, чем сверстникам.

Причина №2. Психологические проблемы

Если ребенок стал плохо учиться в школе, возможно, ему мешают какие-то личностные особенности:

  • Нет интереса к учебе. Для младших школьников это вполне нормально. Если ребенок плохо учится в 1–3 классе, возможно, он просто не понимает, зачем ему это нужно. Не хочется сидеть над учебниками, когда можно гулять на улице или играть в компьютерные игры.
  • Особенности характера. Медлительным, мечтательным, невнимательным детям бывает сложно включиться в быстрый темп обучения в школе. Пока другие дети слушают объяснения учителя, этот ребенок смотрит в окно, наблюдает за птицами в школьном дворе или бликами солнца на стене.
  • Тревожность. Такому ребенку свойственно чрезмерно беспокоиться – и даже не о том, что происходит прямо сейчас, а о том, что еще только может случиться. Ребенок боится порицания учителя, плохой оценки, насмешек одноклассников при ответе у доски. Тревога отнимает силы и не дает сосредоточиться на учебе.
  • Возрастные особенности. Довольно часто ребенок плохо учится в подростковом возрасте. В 10–14 лет у школьника появляется желание общаться, а учеба становится не так интересна. Мальчику будет важнее привлечь внимание понравившейся девочки, чем получить пятерку за контрольную работу.

Психологические проблемы могут появиться в любом возрасте. И даже если ребенок прекрасно занимался в начальной школе, он может стать отстающим в средней – просто из-за смены обстановки и усиливающейся на этом фоне тревожности.

Причина №3. Неправильная организация учебы

Жизнь среднестатистического школьника обычно подчинена расписанию. Ранний подъем, 4–6 уроков в школе, затем – выполнение домашнего задания, а вечером – спортивная секция или кружок по интересам. Зачастую ребенок посещает различные курсы несколько раз в неделю, и времени на отдых почти не остается. В таких условиях ребенок будет меньше внимания уделять домашней работе, и как результат – успеваемость будет падать.

Другая частая проблема – это отсутствие индивидуального подхода в школе. Например, активному ребенку нужно, чтобы учитель его замечал, часто спрашивал, давал возможность себя показать. А стеснительному, напротив, каждый выход к доске – мучение, зато самостоятельные работы такой школьник делает прекрасно. Но учитель не всегда может учесть интересы ребенка, ведь у него в классе – тридцать учеников. Так и получается, что активный школьник теряет интерес к учебе – ведь его все равно не спрашивают, а стеснительный замыкается в себе и получает плохие отметки за ответы у доски.

Причина №4. Социальные проблемы

Если ребенок начал плохо учиться, нужно выяснить, как он взаимодействует с обществом. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Конфликт с учителем. Иногда у школьника складываются напряженные отношения с педагогом. Например, активный и общительный подросток может не ужиться с пожилой учительницей математики, которая радеет за тишину и строгую дисциплину на уроке. А скромная, тихая и совсем неспортивная девочка, не способная выполнить нормативы, будет в опале у учителя физкультуры.
  • Конфликты с одноклассниками. Если школьник не находит приятелей в классе и тем более подвергается буллингу, он не сможет полноценно учиться.
  • Проблемы в семье. Ссоры или развод родителей, болезни близких родственников – все это сказывается на состоянии ребенка, становится поводом для постоянных переживаний. Стрессом для школьника также может стать прибавление в семействе. С появлением малыша старший ребенок может чувствовать себя брошенным и ненужным. В таких условиях не до учебы.
  • Непредвиденные обстоятельства. Внезапный переезд, смена школы, новый классный руководитель – все это становится поводом для тревоги и сказывается на учебе.

Не все социальные проблемы понятны сразу. Приходится долгое время наблюдать за ребенком, чтобы понять, какие именно ситуации его беспокоят. Но только зная, почему ребенок плохо учится, можно вместе с ним найти пути решения проблемы.

Как помочь, если ребенок стал плохо учиться в школе

Вот что вы можете сделать:

Проверьте здоровье. В первую очередь – проконсультируйтесь с педиатром и неврологом. Возможно, врач выявит проблемы, которые мешают учебе, и поможет их компенсировать.

Создайте условия для учебы. Важно, чтобы школьник спал не менее 8 часов в сутки, хорошо питался и мог перекусить в учебное время. Если ребенок не ест супы и каши в школьной столовой – соберите ему еду с собой. Это могут быть фрукты, злаковые батончики, орехи.

Организуйте рабочее пространство. Для домашней работы школьнику нужна правильно подобранная по возрасту и росту мебель: письменный стол, удобный стул в хорошо освещенном месте. Желательно, чтобы у ребенка была отдельная комната или хотя бы выделенное пространство в общей комнате, где он может спокойно делать уроки.

Интересуйтесь школьной жизнью. Спрашивайте не только об оценках и выполненной домашней работе. Интересуйтесь, общается ли ребенок со сверстниками, есть ли у него друзья, нравятся ли ему преподаватели. Дайте школьнику понять, что вы всегда на его стороне и готовы помочь разрешить любые проблемы.

Подавайте личный пример. Бесполезно заставлять школьника читать, если родители никогда не берут книгу в руки. Показывайте пример – проводите вечера за художественной или развивающей литературой.

Ищите подход к ребенку. Чтобы запомнить материал, не обязательно много раз пересказывать параграфы из учебников. Попробуйте иную подачу материала – например, поищите обучающие фильмы по выбранной теме или сходите на выставку в музей.

Обращайтесь к специалистам. Не всегда удается подтянуть ребенка по учебе своим силами. Ищите репетиторов, записывайтесь на курсы, обращайтесь к опыту онлайн-школ. Не обязательно пытаться исправить все и сразу. Начните с одного предмета – например, подтяните с ребенком математику, а через месяц возьмитесь за русский язык.

Работайте с психологом. Многие школьные проблемы можно решить на сеансах психотерапии. Психолог поможет создать для ребенка и его родителей комфортное пространство, где можно будет безопасно прожить все возникающие эмоции и понять, почему снижается успеваемость.

Будьте рядом. Зачастую школьник способен самостоятельно изучить материал и исправить оценки. Но ему нужна ваша поддержка в этот непростой момент. Дайте ребенку понять, что верите в него, и всегда готовы выслушать, поддержать и помочь.

Что делать, если ребенок не может сосредоточиться

Если ребенок плохо учится потому, что не может сосредоточиться на учебе, ему может потребоваться помощь специалиста и медикаментозная поддержка. Эксперты рекомендуют при проблемах в школе и сложностях с обучением противотревожный препарат Тенотен детский. Он помогает детям с различными расстройствами учебных навыков – чтения, письма, счета.

Тенотен детский – это оригинальное средство с мягким противотревожным и ноотропным действием. Он нормализует процессы обучения, помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям и способствует улучшению учебных навыков. Разработан специально для детей с трех лет. Препарат имеет благоприятный профиль безопасности, не вызывает сонливости и привыкания и помогает школьнику оставаться собранным на уроках и не терять концентрацию.

Тенотен детский выпускается в таблетках для рассасывания. Требует курсового приема – согласно инструкции по применению, принимать препарат нужно 1–3 месяца.