Как научить ребенка писать

Опубликовано: 07.06.2023
Дата изменения: 04.09.2025
Время чтения: 5 минут
Информация проверена
экспертом
Нестеровский Юрий Евгеньевич
Нестеровский Юрий Евгеньевич
доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики имени академика Л.О. Бадаляна педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Ученая степень:
к.м.н.
Стаж:
27 лет
Как научить ребенка писать
В этой статье:

Проблемы с неверным написанием букв и слов наблюдаются примерно у четверти детей младших классов1. Со временем большинство ребят начинают справляться с этими трудностями благодаря помощи учителей, поддержке родителей и собственным усилиям. Однако у небольшой части учеников неграмотность становится устойчивым недостатком, негативно влияющим на школьные успехи.

В каком возрасте можно начинать беспокоиться из-за нарушений письма ребенка, о каких проблемах с мозгом говорят подобные проблемы и какими методами их корректировать — расскажем в этой статье.

В каком возрасте дети начинают писать

Многие мамы и папы считают, что современные требования к детям в школе чересчур высоки. В моде раннее развитие. Нередко ребята уже приходят в первый класс умеющими читать и писать, хотя раньше обучение начиналось гораздо позже — в 7–8 лет. Есть мнение, что навыки письма развиваются именно к этому возрасту, и поэтому оптимально учить письму во втором классе.

По современным нормам к 7–8 годам ребенок должен уверенно владеть письмом. Уже в 5–6 лет малыш способен осваивать письмо печатными буквами, а некоторые способные детишки делают это еще раньше — в 4–5 лет.

Итак, к чему же обязывают ученика первых классов?

  • Понимать услышанные буквы.
  • Отличать прописные буквы от строчных.
  • Правильно складывать буквы в слова.
  • Переписывать напечатанный и рукописный текст.
  • Писать короткие предложения под диктовку (из трех-пяти слов)2.

Эти требования установлены Основной образовательной программой начальной школы. Важно отметить, что там не сказано, будто ребенок обязан всему научиться до поступления в школу. Но если простейшие письменные умения не появятся к концу первого учебного года, стоит задуматься.

При этом не всегда нужно полагаться только на школу, считая, что раз там работают профессионалы, то они рано или поздно все же научат ребенка правильно писать. Как показывают некоторые исследования, некоторые нарушения письма так и не корректируются с окончанием начальной школы. Они могут сохраниться вплоть до выпускного класса.

Причинами подобного положения служат самые разнообразные факторы: педагогические, физиологические, медицинские, отсутствие системы коррекции письма как таковой в учебном заведении и в арсенале используемых методов школьных преподавателей.

В некоторых случаях учитель, замечая нарушения письма, пытается выправить не их причины, а результат. И в закономерном итоге, приложив некоторые усилия, но не добившись нужного результата, оставляет ученика на прежнем уровне.

Почему ребенок плохо пишет

Когда мы учим ребенка писать, следует знать, что этот процесс проходит поэтапно:

  • Сначала младшеклассник слушает слово и разбирается, из каких звуков оно состоит.
  • Затем каждому звуку находит подходящую букву.
  • Потом записывает это графически, составляя буквы в слова.

Чтобы хорошо освоить письмо в начальных классах, важно пройти три шага:

1. Научиться анализировать звуки и подбирать нужные буквы.

2. Собирать элементы вместе, образуя целые слова.

3. Тренироваться, доводя процесс до автоматизма3.

Каждый этап требует определенных условий:

  • Хорошее мышление, память и внимательность, чтобы запоминать и обрабатывать новую информацию.
  • Умение видеть и понимать письменные знаки.
  • Способность слышать речь и различать звуки.
  • Наличие развитой координации движений руки, чтобы аккуратно выводить буквы и строки.

За всеми этими действиями следит головной мозг. Даже малейшее нарушение одной из функций снижает качество письма.

Какие признаки показывают, что навыки письма недостаточно развиты?

  • Буквы пропадают или заменяются другими.
  • Переставляются местами соседние буквы или слоги.
  • Используются похожие по форме буквы.
  • Ошибка возникает между звуками, близкими по произношению.
  • Одни и те же буквы повторяются дважды.
  • Элементы букв отображаются неправильно.
  • Рукопись выглядит неразборчиво.
  • Скорость письма низкая.

Письмо тесно связано с работой мозга, поэтому трудности часто объясняются небольшими проблемами в его развитии. Обычно это последствия осложнений при беременности или родах, приводящие к легким нарушениям двигательной активности, речи и поведения. Дети с такими особенностями бывают излишне подвижными, импульсивными и быстро утомляются.

Однако проблемы с письмом возникают далеко не всегда из-за нарушений здоровья. Иногда причины кроются в слишком раннем обучении, чрезмерных ожиданиях родителей, или стрессах, связанных с началом школьной жизни.

Напряженная атмосфера дома, болезни, конфликты также мешают ребенку сосредоточиться и усваивать знания. Эти ситуации временные и вполне исправимые, поскольку мозг ребенка остается здоровым.


Обучение детей письму

При работе над улучшением навыков письма важно проявлять выдержку, настойчивость и следовать нескольким рекомендациям:

  • Не злитесь и не повышайте голос.
  • Никогда не обижайте ребенка словами.
  • Не принуждайте многократно переписывать тексты.
  • Не применяйте наказания.
  • Не угрожайте возможными неприятностями в будущем.
  • Не сравнивайте своего ребенка с одноклассниками, обладающими лучшей техникой письма.
  • Обеспечьте комфортные условия занятий: хорошее освещение и мебель подходящего размера.

Как научить ребенка красиво писать

Полезно заниматься в специальной тетради-прописи, где нарисованы буквы пунктиром. Ребенку нужно аккуратно обвести точки, следуя контурам. Чтобы внести разнообразие, предложите малышу обвести красивые буквы через прозрачную бумагу-кальку.

Можно превратить уроки в игру: попросите ребенка обводить забавные рисунки или раскрашивать их разноцветными карандашами. Каляки-маляки в тетради свидетельствуют о слабых движениях пальцев. Развить мелкую моторику помогают такие занятия, как лепка пластилином, рисование, складывание пазлов и создание фигурок из бумаги методом оригами.

Как научить ребенка быстро писать

Медленное письмо часто бывает вызвано плохой координацией движений. Чтобы ускорить процесс, научите ребенка удобно держать ручку.

Нужно ли переучивать левшей писать правой рукой? Ни в коем случае! У таких детей уже сложились определенные связи в мозгу, и попытки изменить это приведут лишь к дополнительным психологическим проблемам.

Быстроту письма тоже можно развивать игриво. Например, попросите ребенка записать трудновыговариваемые сочетания разных гласных и согласных звуков или назвать за ограниченное время как можно больше стран, городов или рек.

Как научить ребенка писать цифры

Познакомить с цифрами можно ребенка практически любого дошкольного возраста, однако лучше всего приступать к этому ближе к четырем-пяти годам.

Именно тогда полезно развивать способность ассоциировать предметы с числами. К этому моменту малыши чаще всего уже умеют считать хотя бы немного. Попросите ребенка посчитать яблоки, конфеты или карандаши, разложив их перед собой, а потом покажите соответствующие цифры. Затем постепенно переходите к освоению написания цифр, предлагая сначала обвести их контур или закрасить яркими цветами.

Как научить ребенка писать диктанты в школе

Начинать сразу с записи под диктовку нежелательно — такая задача создает чрезмерную нагрузку на ребенка. Лучше сначала предложить малышу выразительно прочитать текст вслух, а потом пересказать его своими словами. Когда эта стадия освоена успешно, переходите к следующему этапу: предложите ребенку письменно оформить свое изложение прочитанного материала.

Если успехи заметны, можно постепенно усложнять задания, предлагая короткие диктанты из нескольких простых предложений. Оптимально заниматься таким образом два-три раза еженедельно. Все допущенные ребенком ошибки важно детально анализировать вместе с ним, а неправильно записанные слова обязательно повторять в последующих занятиях.

Помимо этого, параллельно направляйте усилия на развитие мелкой моторики рук малыша и повышайте скорость письма.

При подобном тренинге даже при наличии некоторых нарушений функций нервной системы вполне реально добиться значительного прогресса в обучении правильному письму.

Следует ли обращаться за помощью к специалисту

Исправить проблемы с психикой и улучшить работу мозга намного важнее, чем добиться красивого почерка у детей и отсутствия ошибок. Здесь потребуется поддержка специалистов.

Комплексная диагностика позволит выявить исходные причины, ведущие к проблемам с обучением навыкам письма. Далее следует определить шаги к устранению препятствий для этого.

Помимо психолого-педагогических методик, специалист может назначить прием лекарств, поддерживающих нервную систему. В таком случае эффект от комплексной терапии значительно увеличится.

Исследователи выяснили, что отрицательные эмоции, сложности с обучением, повышенная тревожность, влияющая на память, связаны с увеличением концентрации в тканях мозга особого вещества — белка S-1004. Поэтому при возникших трудностях с освоением письма специалисты могут включить в комплексную терапию прием препарата Тенотен детский. Тенотен детский укрепляет нервную систему, повышает переносимость психоэмоциональных нагрузок и уменьшает уровень тревожности, связанный с проблемами в учебе. Он показан для приема с трехлетнего возраста.

Выпускается этот препарат в очень удобной для употребления детьми форме: в виде таблеток для рассасывания.

Препарат принимают по 1–2 таблетки до трех раз в сутки. Курс длится от одного до трех месяцев, иногда дольше — до полугода. В некоторых случаях специалист может назначить его повтор спустя пару месяцев.

Список литературы

  1. Л. Ахметдинова. Проблемы нарушения письма у младших школьников.
  2. Ивкина Ю.М., Искужиева Ж.С.Основы каллиграфического письма: теория и методика.
  3. Безруких М.М. Формирование навыков письма и чтения виды трудностей в процессе обучения.
  4. Хакимова Г.Р., Воронина Т.А., Дугина Ю.Л., Эртузун И.А, Эпштейн О.И. Спектр фармакологических антител к белку S100 и механизмы их реализации. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016 г. Стр. 100-113.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.