Переутомление у детей

Опубликовано: 07.06.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Многие полагают, что переутомление в большей степени характерно для взрослых. В то же время ребенок, будучи активным и подвижным, устает редко. Однако систематическое утомление и переутомление часто возникают и у детей. Это состояние может негативно сказаться на их психологическом состоянии и привести к ухудшению физического здоровья1. Поэтому при первых же признаках переутомления у ребенка нужно срочно принять меры. Разработан ряд способов по предупреждению и устранению переутомления у детей.

Симптомы переутомления у детей

Утомление и переутомление часто отождествляют. Но, несмотря на сходное звучание, это не одно и то же. Да, у обоих состояний есть общее проявление — усталость. Человек устает в любом возрасте, и дети не являются исключением. Если тяжесть нагрузок выходит за предел возможностей организма, умственная и физическая работоспособность снижается.

Во время отдыха включаются резервные механизмы, восстанавливающие наши силы. В итоге усталость проходит и работоспособность повышается. Наглядный пример: ребенок играл, бегал, а затем устал. Потом он покушал, поспал, и вновь бегает и играет. Таким образом, утомление — это нормальное, или физиологическое состояние.

При переутомлении ситуация иная. Здесь усталость долго не проходит, и может частично сохраняться даже после отдыха. Для полного восстановления жизненных сил нужно время. Ребенок часто жалуется родителям на усталость. Хотя жалоб может и не быть. Ведь малышам дошкольного возраста порой трудно сформулировать свои мысли. А дети школьного возраста могут не жаловаться из-за природной робости и замкнутости. В таких случаях некоторые признаки помогут распознать физическое и нервное переутомление у ребенка:

  • Изменение поведения. Ребенок апатичен, вял, мало двигается, теряет интерес к играм и не хочет общаться со сверстниками. На смену апатии нередко приходит возбуждение, когда дети вспыльчивы, агрессивны, конфликтуют с окружающими.
  • Нарушения сна. Сонливость днем сменяется бессонницей ночью. Во время ночного сна дети вертятся в постели, вскрикивают, скрипят зубами.
  • Изменение аппетита. Чаще всего он ухудшается и ребенок ест мало. Хотя может быть и обратная картина, когда из-за частых стрессов аппетит повышается и появляется стрессовое переедание.
  • Снижение концентрации внимания, заторможенность. В таких случаях дети с опозданием реагируют на внешние раздражители, невпопад отвечают на вопросы и делают много ошибок в школьных заданиях.
  • Неприятные ощущения. У ребенка болит голова от переутомления, появляется головокружение, тошнота, мышечные боли.
  • Ухудшение внешнего вида. Обращает на себя внимание бледность кожи, покрасневшие склеры глаз. Взгляд отрешенный, кисти рук дрожат.

Не обязательно, чтобы все эти симптомы наблюдались у конкретного ребенка. Но, чем больше проявлений, тем тяжелее усталость. Таким образом, переутомление в отличие от утомления — это ненормальное, патологическое состояние.

Причины переутомления

Основные причины патологической усталости:

  • Неправильный режим дня. Ребенок долго играет на улице и, набегавшись, приходит домой уставшим. После этого он допоздна смотрит телевизор или сидит у компьютера, и только потом ложится спать. В результате он встает утром не отдохнувшим.
  • Малоподвижный образ жизни. Для того чтобы быть в форме, нужна двигательная активность. Если ребенок редко бывает на свежем воздухе, не гуляет на улице и сидит дома, при физической нагрузке он будет быстро уставать.
  • Нерациональное питание. Современные дети увлекаются прохладительными напитками, сладостями, сухариками и чипсами. Такая еда содержит минимум полезных веществ, дефицит которых замедляет восстановление работоспособности. То же касается нерегулярного питания, когда ребенок принимает пищу в разное время суток.
  • Умственные нагрузки в школе. Обширный и во многом непонятный школьный материал быстро выбивает из колеи. Дополнительные школьные уроки, занятия в кружках увеличивают нагрузку и усугубляют усталость2.
  • Неблагоприятная психологическая обстановка. Отрицательные эмоции, испытываемые при конфликтах со сверстниками и семейных ссорах родителей, создают высокую психологическую нагрузку на ребенка. Это отражается на работоспособности.
  • Перенесенные заболевания. Простуда, травмы, нарушения функции внутренних органов — все это снижает жизненные силы.

Этих причинных факторов в норме быть не должно. Но есть нормальная причина — половое созревание. Изменения гормонального фона с преходящими нарушениями физиологических процессов в организме — важный фактор переутомления у подростков.

Последствия переутомления у детей

Во время нагрузок учащается сердцебиение, спазмируются сосуды и, как следствие, повышается артериальное давление. В дальнейшем регулярное переутомление может привести к заболеваниям сердечно-сосудистой системы — гипертонической болезни и нарушениям сердечного ритма.

Из-за неполноценного питания детский организм в недостаточном количестве получает белки, витамины, минералы. Нехватка питательных веществ усугубляется, если ребенка тошнит от переутомления, и он плохо ест. В результате замедляется рост, формируется дефицит массы тела. Переедание тоже опасно. Чрезмерным употреблением высококалорийных продуктов приводит к ожирению и повышает риск сахарного диабета у детей.

Особенно чувствительны к непосильным нагрузкам подростки — их организм во время гормональной перестройки становится беззащитным перед повреждающими факторами3. Сбои в эндокринной системе могут привести к замедленному половому созреванию, у девочек — к дисфункции яичников.

При хронической усталости снижается иммунитет. Из-за слабости иммунной системы дети подвержены инфекционным заболеваниям. Частые инфекции, обменные нарушения, дефицит массы — все это предрасполагает к патологической утомляемости. В итоге порочный круг замыкается.

Не стоит забывать и о психологических последствиях повышенной нагрузки на ребенка. Переутомление — частая причина плохой успеваемости в школе. Апатия, вялость, раздражительность и склонность к конфликтам — все это мешает ребенку самоутвердиться и заслужить уважение у сверстников. В дальнейшем это становится чертой характера. Изменения личности в сочетании с повышенной утомляемостью помешают, когда человек станет взрослым, адаптироваться в обществе.

Профилактика и лечение переутомления

Основное правило профилактики утомления и переутомления у детей: нагрузки не должны превышать резервные возможности организма. Следовательно, чтобы избежать усталости, нужно либо снизить нагрузки, либо укрепить организм ребенка. На основании этого разработаны основные меры профилактики патологической усталости:

  • Полноценный сон. Дети должны спать не менее 8 часов в сутки. Продолжительность сна у дошкольников и учащихся младших классов может достигать 11 и более часов. Спать рекомендуется в проветренном помещении с оптимальной температурой 20-220С и влажностью 30-45%.
  • Правильный режим. Желательно, чтобы ребенок ложился и вставал примерно в одно и то же время. Больше свободного времени уделять прогулкам и играм на свежем воздухе. Отличный способ повысить работоспособность — отдать ребенка в спортивную секцию. Вместе с тем нельзя, чтобы он занимался спортом помимо своей воли.
  • Полноценное питание. Пища должна быть богатой витаминами, минералами, белками и другими ценными соединениями. Они содержатся в свежих овощах, фруктах, мясе, рыбе, сливочном масле. Вместо синтетических напитков — чаи и фруктовые компоты. Принимать еду примерно в одну и ту же пору дня через равные промежутки времени.
  • Оптимальный план учебных занятий. Нагрузки в школе должны увеличиваться постепенно, а школьный материал тщательно прорабатываться. Все дополнительные занятия проводят с целью заинтересовать школьника. Нельзя, чтобы ребенок посещал их по принуждению.
  • Заинтересованность. Вместо примитивных компьютерных игр — книги, развивающие программы и телепередачи. Все это направлено на то, чтобы пробудить интерес к учебе. Чем интереснее, тем легче учиться.
  • Благоприятный психологический климат. Психоэмоциональные стрессы нежелательны. Отношение учителей и родителей к ребенку должно быть доброжелательным. Нельзя ругать школьника за невнимательность и нерасторопность. Наоборот, в ходе бесед нужно успокоить его, помочь сосредоточиться.
  • Оздоровление. При своевременном лечении сопутствующих заболеваний работоспособность повышается. Детям с хроническими болезнями рекомендован оздоровительный курс на курортах и санаториях.

Эти мероприятия можно использовать не только для профилактики переутомления, но и при уже имеющейся патологической усталости.

Нужно ли обращаться к специалисту

Не всегда с помощью профилактических мер можно предупредить и устранить переутомление. Иногда, несмотря на правильный режим, полноценное питание и оздоровительные мероприятия, ребенок остается вялым и сонливым, плохо успевает в школе. При этом старания учителей тоже безрезультатны. В таких случаях обращаются к квалифицированному специалисту. Он назначает общеукрепляющее лечение: массаж, оздоровительную гимнастику, физиотерапевтические процедуры.

Эти методы дополняются медикаментозной терапией. Она включает в себя фармацевтические препараты, снижающие уровень тревоги. Один из них — Тенотен детский4. Это средство выпускают в таблетках для рассасывания. Тенотен детский улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок, не вызывает сонливости или привыкания и способствует лечению расстройств развития учебных навыков. Кроме того, это средство помогает ребенку справляться с различными стрессами. 

Лекарство принимают по 1–2 таблетки (держать во рту до полного растворения – не во время приема пищи). При необходимости таблетки можно растворять в небольшом количестве кипяченой воды комнатной температуры. Курс лечения обычно длится от 1 до 3 месяцев, но может быть продлен до 6 месяцев или повторен через 1–2 месяца. Конкретный режим приема и длительность курса определяет специалист. Противотревожный препарат Тенотен детский можно принимать с возраста 3 лет.

Список литературы:

  1. Горбунова Т.В., Лаврухина Г.М., Шулико Ю.В., Гуляева Н.И. Проблема диагностики умственного и физического переутомления у учащихся старших классов разных общеобразовательных учреждений. Современные исследования социальных проблем.
  2. Цыбусова Е.А., Худасова Е.Н., Улич Ж.А. Школьная утомляемость как педагогическая проблема. Символ науки. №12-2 2020. С. 131-132.
  3. Шайхелисламова М.В., Дикопольская Н.Б., Билалова Г.А., Зефиров. Физиологические особенности полового созревания детей в условиях повышенных физических нагрузок. Гигиена и санитария. №97(9) 2018.
  4. Тенотен детский. Официальный сайт.