Как помочь ребенку преодолеть застенчивость

Опубликовано: 21.08.2023
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Ощущение неловкости, неуверенности в себе, и, как следствие, проблемы при взаимоотношениях с окружающими, и даже боязнь других людей — вот что такое застенчивость. Сам термин происходит от древнерусского слова «застить» — заслонять свет. Данное толкование подразумевает, что застенчивый человек предпочитает находиться в тени, оставаясь никем не замеченным.

Застенчивость — это не безобидная черта характера, а психологическая проблема. Ведь очень стеснительному человеку трудно самореализоваться и приспособиться к сложной жизненной обстановке1. Подобно многим другим нарушениям психики застенчивость формируется еще в раннем детстве. И если мы сегодня избавим ребенка от застенчивости, завтра мы облегчим жизнь взрослого человека.

Что представляет собой застенчивость у детей

В каком возрасте ребенок начинает стесняться? Согласно исследованиям психологов и педагогов первые признаки робости можно заметить примерно в 2 года. Окончательно стеснительность как индивидуальная характеристика формируется в дошкольном возрасте, до 6 лет.

Ребенок, познавая мир, вынужден контактировать с другими людьми. Однако у некоторых малышей контакт с окружающими вызывает отрицательные эмоции: тревогу, страх, и даже панику, посторонние воспринимаются как потенциальная угроза. Она, как правило, имеет не физический, а психологический характер.

Другими словами, застенчивый ребенок не обязательно боится, что окружающие причинят ему физическую боль. В большей степени он опасается психологической травмы из-за возможных насмешек, замечаний или ругани окружающих. Потенциальная угроза может быть реальной, когда ребенка действительно часто ругают окружающие, или мнимой, существующей только в сознании малыша.

В дошкольном возрасте психика еще полностью не сформирована, поэтому боязнь чаще всего не осознается, и ребенок не может ее четко сформулировать. Но, стремясь уйти от потенциальной опасности и связанных с ней эмоциональных переживаний, ребенок уже начинает избегать контактов. В результате общение с окружающими сводится к минимуму или прекращается вовсе.

Впоследствии детские страхи прочно закрепляются в сознании. На их основе формируется устойчивая манера или стереотип поведения стеснительного ребенка2. Застенчивость может быть полной, когда ребенок стесняется всех. Но чаще всего она имеет избирательный характер, когда стеснение возникает при контактах с определенными социальными группами — сверстниками, соседями, воспитателями в детском саду или просто с незнакомыми людьми.

Почему ребенок застенчив

Застенчивость может быть наследственной — так считают некоторые исследователи. Это значит, что у застенчивых родителей велика вероятность рождения такого же, как и они, не уверенного в себе ребенка.

В пользу наследственной теории говорят общие физиологические симптомы: у стеснительных людей некоторые участки головного мозга пребывают в состоянии повышенной возбудимости. А еще у них выявлен дефицит серотонина – гормона счастья. Это вещество облегчает проведение импульсов в головном мозге и формирует позитивные эмоции. При дефиците серотонина отмечается эмоциональная подавленность, скованность и неуверенность в себе.

Однако, как считают ученые, по наследству передается не сама стеснительность, а предрасположенность к ней, связанная с определенным складом личности. Страх перед людьми и уход от социальных взаимодействий в большей степени характерны для интровертов.

Дети-интроверты сконцентрированы на собственном внутреннем мире. В противоположность активным детям-экстравертам они не любят общаться, а шумной людной обстановке предпочитают покой и уединение.

У таких детей чаще формируется застенчивость, особенно под действием следующих факторов:

  • Физические недостатки после заболеваний и травм. Из-за них ребенок ощущает себя не таким, как все, неполноценным. В качестве примеров можно привести рубцы и шрамы, ношение очков при плохом зрении.
  • Врожденные особенности внешности. Ребенок робеет из-за слишком большого или маленького роста, крупного носа, лопоухости, или не хочет улыбаться из-за кривых зубов. Положение усугубляется из-за насмешек сверстников.
  • Внешняя агрессия. Типичный пример – малыш в силу особенностей характера или физической слабости не способен дать отпор другому, более активному сверстнику-драчуну, пользующемуся авторитетом среди других детей. Из-за этого ребенок замыкается в себе, ожидая повторения неприятного эпизода.
  • Ограничение круга общения. Ребенок поздно пошел в детсад, или сразу же пошел в школу, не получив достаточных навыков социализации в детском коллективе. Таким детям бывает трудно освоить практики общения в больших группах.
  • Смена коллектива. Ребенка отдали в новый детсад или в новую школу. Постоянное пребывание среди множества незнакомых людей даже у взрослого человека на первых порах вызывает ощущение неуверенности. Дети в такой ситуации еще более тревожны и не уверены в себе.
  • Негативный психологический климат. Конфликты в семье, уход одного из родителей, чаще отца, гибель близких людей — подобные события серьезно травмируют детскую психику, отнимают множество ресурсов, вызывают повышенную тревожность, на фоне которых формируется застенчивость. .
  • Отрицательный жизненный опыт. Если часто ругать или критиковать малыша за неудачи – в итоге он потеряет уверенность и замкнется в себе. Застенчивость часто становится следствием авторитарного стиля воспитания, когда родители чересчур строги по отношению к ребенку.
  • Чрезмерная опека. Другая крайность при воспитании — стремление максимально оградить свое чадо от любых жизненных невзгод. Такие дети не умеют опираться на собственные силы, не имеют опыта самостоятельности – и, как следствие, тоже растут неуверенными в себе. Им трудно наладить контакты с окружающими и приспособиться к жизненным перипетиям.
  • Психологические установки. Зачастую родители, сами того не подозревая подливают масла в огонь, когда говорят: «Ой, он у меня такой зажатый». Это, казалось бы, безобидное высказывание фиксируется сознанием ребенка, и при его постоянном повторении формируется соответствующий стереотип поведения3.

Как распознать застенчивого ребенка

Некоторые признаки помогут определить, когда ребенок начал стесняться:

  • Во время разговора отводит взгляд в сторону.
  • Никогда не спорит и во всем соглашается со взрослыми.
  • Речь тихая и односложная, иногда с кратковременным заиканием.
  • Даже обычные вопросы часто вызывают замешательство, и ответы следуют с опозданием.
  • Он не желает разговаривать с чужими людьми.
  • Движения скованы.
  • Избегает публичности — ребенок стесняется выступать на праздниках перед аудиторией, рассказывать стихи.
  • Подвижным занятиям с бегом и прыжками предпочитает тихие игры в одиночестве.
  • Среди сверстников мало друзей или они вовсе отсутствуют4.

Во время тревожных ситуаций у таких детей нередко краснеет лицо, дыхание становится прерывистым, учащается сердцебиение.

Последствия стеснительности

У многих родителей детская застенчивость не вызывает опасений. Некоторые даже находят ее позитивной. Ведь в противоположность бойким непоседливым сверстникам стеснительные дети спокойны, послушны и покладисты. Вот только послушание это обманчиво, а за внешним спокойствием часто таится вулкан скрытых эмоций.

Застенчивый ребенок знает, чего он хочет и как добиться поставленной цели, но в силу психологических преград не может этого сделать5. Из-за нереализованных желаний назревает внутренний конфликт. Негативные эмоции не выплескиваются, а накапливаются и приводят к изменению личности.

В дальнейшем, по мере взросления, падает самооценка. Даже незначительные изменения в окружающей обстановке сопровождаются ощущением тревоги. Формируются различные виды навязчивых страхов, фобий.

Такие люди неохотно идут даже на незначительные риски и эксперименты. Им сложно контактировать с другими людьми, постигать новую информацию, овладевать навыками. В итоге формируются множественные психологические преграды на пути к жизненным целям, становится невозможным развитие и достижение успеха.

Что делать, если ребенок стесняется

Для того чтобы побороть застенчивость, психологи дают следующие рекомендации:

  • Расширять круг общения. Для этого необходимо брать ребенка с собой в гости или приглашать гостей к себе, поощрять контакты со сверстниками.
  • Вместо излишней опеки — больше самостоятельности и свободы действий. Начните с мелочей – чаще давайте ребенку незначительные поручения, например, пойти и принести какую-либо вещь.
  • Играть в подвижные игры, регулярно гулять. Во время прогулок стараться выбирать новые незнакомые маршруты.
  • Совершать дальние поездки, во время отпуска брать ребенка с собой на отдых.
  • Ни в коем случае не ругать! Наоборот, хвалить ребенка, подчеркивать его сильные черты характера.

Хороший результат дают развивающие игры и занятия с психологом. Для того чтобы эффективнее справиться с застенчивостью, специалисты советуют подкреплять психологические практики легкой медикаментозной поддержкой.

Современной фармацевтикой разработаны препараты, которые могут помочь ребенку погасить негативные эмоции, побороть стеснение и повысить самооценку. Противотревожные средства нормализуют настроение, устраняют сомнения и страхи, ребенок мягче реагирует на стресс, вызывающий причины застенчивости.

Один из рекомендуемых препаратов для снятия тревожности — Тенотен детский. Форма выпуска — таблетки для рассасывания. Активное вещество таблеток нормализует процессы возбуждения и торможения в головном мозге.

Инструкция по применению рекомендует принимать 1 таблетку от 1 до 3 раз в день. Таблетку нужно держать во рту до полного рассасывания, не глотая.

Противотревожное воздействие препарата не сопровождается сонливостью и заторможенностью ребенка. Поэтому во время лечения он может играть и общаться со сверстниками. Курс лечения длится от 1 до 3 месяцев, и по рекомендации врача может быть продлен до 6 месяцев, также курс можно повторить через 1-2 месяца.

Список литературы

  1. Шарафитдинов А., Кудратов Б.А.,Кушаков Ф.Ф., Синдаров Ш.Ш. Проблема застенчивости у ребенка и ее устранение.
  2. Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл. Застенчивый ребенок.
  3. Л. Хендерсон. Застенчивость.
  4. Шишова Т. Расколдуйте невидимку. Как преодолеть детскую застенчивость.
  5. Клыпа О.В., Марчишина Е.Е. Детская застенчивость, ее последствия и пути коррекции.