Рассеянность и невнимательность ребенка

Опубликовано: 10.07.2023
Время чтения: 6 минут
В этой статье:

«Ребенок способный, но невнимательный», – говорит учительница, и вот уже родители вздыхают, переживают, ищут репетиторов или ведут школьника к врачу. Но что на самом деле скрывается за рассеянностью? Можно ли научить ребенка «не считать ворон» на занятиях?

Характеристики внимания детей

Прежде чем говорить о невнимательности ребенка на уроке, нужно разобраться, какие характеристики имеет внимание. Так вы сможете понять, какие аспекты стоит «прокачивать» и как можно преодолеть рассеянность ребенка.

  • Концентрация – способность глубоко сосредотачиваться на определенной задаче и замечать даже незначительные детали. От концентрации зависит наблюдательность человека. Такой навык пригодится в будущем, например, при работе редактором, журналистом или следователем.
  • Устойчивость – умение решать одну и ту же задачу длительное время, не отвлекаясь. Качество важно людям таких профессий, как бухгалтеры, экономисты, юристы.
  • Объем – количество различных данных, которые человек удерживает в своей памяти. Он увеличивается с возрастом и помогает решать сложные задачи. У ребенка дошкольного возраста объем внимания мал, поэтому он, как правило, способен сосредоточиться только на одном действии: например, вычитать или складывать. А школьник уже учится анализировать, сопоставлять, сравнивать разную информацию и делать выводы. Большой объем внимания пригодится тем, кто будет заниматься наукой, работать в торговле или вести бизнес.
  • Распределение – возможность одновременно делать несколько дел. Например, в 5 лет ребенок обычно способен заниматься только одной задачей – или рисовать, или слушать учителя. В начальной школе он уже может делать оба дела одновременно. Этот навык важно развивать тем, кто в будущем планирует водить транспорт или работать со сложными механизмами.
  • Переключаемость – способность перевести внимание с одного объекта на другой, сменить вид деятельности. Например, когда водитель ведет машину, ему важно уметь быстро переключать внимание с дороги на знаки и светофоры.

Внимание бывает произвольным и послепроизвольным. Первое – это результат сознательного сосредоточения на задаче. Как правило, оно сохраняется не более 10–15 минут у дошкольников и около 20 минут у учащихся начальных классов1. С возрастом длительность произвольного внимания увеличивается, но в среднем не превышает 30 минут у подростков 12-16 лет.

Послепроизвольное внимание возникает, когда человек увлечен процессом – и может сохраняться часами2. Например, если ребенок собирает модель вертолета, он может быть поглощен этой задачей в течение 1–2 часов. Поэтому задаваясь вопросом, как бороться с рассеянностью ребенка, важно помнить: задача должна быть ему интересной. Не будет мотивации – не будет и внимания к процессу.

Причины рассеянности и невнимательности ребенка или подростка

С чем может быть связана рассеянность у ребенка 7 лет, который только пошел в школу, и все предметы для него в новинку? Почему школьник 9–11 лет невнимателен на уроках? Отчего подросток витает в облаках, не слушая учительницу? Причин невнимательности школьников может быть множество, и вот самые частые из них:

  • Избыточная нагрузка. Возможно, ребенок просто не справляется с тем объемом задач, которыми его нагружают. Так нередко случается, если родители стремятся дать детям как можно более разностороннее образование, но забывают о том, что отдых не менее важен, чем учеба. С утра – уроки, днем – домашние задания, вечером кружки и секции – психика ребенка не выдерживает, появляется рассеянность и ухудшается память. Страдают успеваемость и бытовые задачи, от этого накапливается стресс, и проблемы с вниманием проявляются чаще. Получается замкнутый круг, выбраться из которого порой помогает только помощь психолога и поддержка психики противотревожными препаратами.
  • Недостаточная мотивация. Возможно, ребенку просто неинтересно слушать то, что говорит учитель. Быть может, он уже и так это знает – успел обучиться ранее. Или напротив, пропустил материал и теперь не может вникнуть в новую тему. А возможно, его мысли занимает что-то более важное: предстоящая встреча с друзьями или новая онлайн-игра.
  • Конфликты в семье. Причиной хронической рассеянности могут быть напряженные отношения с родителями, братьями и сестрами. Если ребенок делает уроки под ссоры мамы и папы или вынужден жить в одной комнате с шумным братом-подростком, слушающим громкую музыку без наушников, ему сложно будет сосредоточиться на учебе.
  • Проблемы со здоровьем. Рассеянность и забывчивость у ребенка или подростка могут быть вызваны различными заболеваниями, дефицитом витаминов, особенностями работы нервной системы. В частности, одной из частых причин нарушения внимания и памяти у детей считается нехватка витамина D3.
  • Образ жизни. Нарушения внимания могут быть вызваны недостаточным питанием, низкой физической активностью, нехваткой сна и информационной перегрузкой. Поэтому дети, которые много времени проводят за компьютером или смартфоном, часто страдают рассеянностью и невнимательностью.

Что такое расстройство учебных навыков у ребенка

Рассеянность внимания может быть одним из проявлений состояния под названием расстройство развития учебных навыков. Это не диагноз, а лишь синдром, объединяющий в себе несколько специфических нарушений:

  • Дислексия – нарушение чтения. Ребенок не узнает буквы и слова, не понимает написанные предложения. Ему сложно запоминать буквы и звуки, различать начало и конец предложения, выделять интонации в тексте и осознавать его.
  • Дисграфия – нарушение письма. Ребенку сложно писать слова. Он путает буквы, делает ошибки – в том числе, и в устной речи.
  • Дискалькулия – нарушение счета. Ребенку тяжело даются любые математические действия – сложение, вычитание, сравнение.
  • Смешанное расстройство учебных навыков – у ребенка выявляются различные сочетания всех трех видов нарушений.

При подозрении на любое из этих расстройств нужно обратиться к педиатру и психотерапевту. Специалисты проведут диагностику, при необходимости – отправят к другим врачам: неврологу, лору, офтальмологу, чтобы исключить различные заболевания, приводящие к появлению таких симптомов, и назначат препараты для лечения.

Как лечить рассеянность и невнимательность у детей

Что делать, если ребенок рассеянный? Прежде всего нужно проконсультироваться с педиатром. Если врач не найдет в состоянии здоровья отклонений, которые могут быть причиной невнимательности и рассеянности – можно начать развивать эти навыки. Но недостаточно будет просто сказать: «Читай внимательно!» или «Не отвлекайся!» Школьнику потребуется ваша помощь.

Вот что вы можете сделать:

  • Правильно распределяйте учебную нагрузку. Помните, что ребенок должен спать не менее 8 часов в сутки, а еще иметь возможность гулять и общаться с друзьями. Вместе с вашим школьником организуйте режим дня так, чтобы успевать учиться, посещать кружки, заниматься интересными делами и при этом продуктивно отдыхать.
  • Создайте условия для учебы. Желательно, чтобы у ребенка была комната или хотя бы отдельная рабочая зона, где он будет учиться в тишине и комфорте. Постарайтесь снизить любые шумы, например, громкость телевизора, в то время, когда школьник занимается.
  • Ищите мотивацию. В 7–10 лет школьника можно заинтересовать учебой, введя в нее элементы игры. Подростку лучше объяснить, зачем нужны знания и как они помогут ему в будущем. Не забывайте поощрять ребенка за успехи и хвалить его.
  • Развивайте внимание – например, чаще уделяйте внимание деталям. Гуляя с ребенком, отмечайте то, что происходит вокруг. Учите его замечать, что во дворе распустились одуванчики, а на подоконнике у соседей сидит кот. Тренируйте внимание и память на бытовых мелочах: сколько окон горит в соседнем доме? Что надето на соседке, которая вышла выносить мусор?
  • Пробуйте новое. Вместе с ребенком займитесь популярным видом спорта, прогуляйтесь по незнакомым местам вашего города, попробуйте необычные блюда в кафе. Новые впечатления помогают развивать нервную систему.
  • Снизьте уровень стресса. Совсем избегать неприятных ситуаций не получится, но можно попытаться уменьшить их количество. А во время острых стрессовых ситуаций – поддерживать мозг ребенка легкими препаратами с успокаивающим действием.

И главное – не ругайте ребенка за рассеянность и невнимательность. Помните, он не выбирал быть таким, но в ваших силах помочь ему справиться с этим.

Помощь при расстройстве учебных навыков

Рассеянным и невнимательным детям вполне по силам учиться хорошо и справляться со многими задачами, но для этого нужно создать благоприятные условия.

В этом может помочь Тенотен детский. Это противотревожный препарат, который нормализует процессы памяти и обучения*, в том числе при расстройствах чтения, письма и счета.

Он обладает нейропротекторным действием: влияет на метаболические процессы в головном мозге и тем самым улучшает внимание, стимулирует умственную деятельность, повышает способность к обучению. Ребенок сможет лучше справляться с нагрузками в школе, может стать более собранным и внимательным.

Тенотен детский обладает высоким профилем безопасности. Препарат выпускается в удобной форме таблеток для рассасывания, поэтому его не нужно запивать водой. В инструкции по применению рекомендуется принимать таблетки за 2 часа до сна.

Перед началом применения стоит проконсультироваться с врачом, который подберет вам оптимальный срок приема: чтобы добиться лучшего результата, Тенотен детский назначают курсами.

*В условиях интоксикации, гипоксии, при состояниях после острого нарушения мозгового кровообращения

Список литературы

  1. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. 3-е изд. дополнен. и переработ. - СПб.: Фолиант, 2009. - 1008 с.
  2. Оконешникова А.В., Чапогир Л.С. Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания // European research. 2016. №1 (12).
  3. Витамин D. Информационный бюллетень Союза педиатров России.