
Страх справедливо относят к отрицательным эмоциям – он возникает в ответ на какую-либо опасность от внешнего мира. Однако, человек, испытывающий тревогу и опасения, делает все, чтобы уйти от угрозы, сохранить собственное благополучие, здоровье, а иногда и жизнь1. Выходит, что страх с биологической точки зрения даже полезен.
Но это утверждение справедливо лишь для тех случаев, когда мы боимся чего-то конкретного, и после успешных действий по устранению опасности страх быстро проходит. Но бывает и так, что это чувство возникает неосознанно и действует долго, отражаясь на качестве жизни. При этом сама опасность часто преувеличена, а иногда и вовсе не существует.
Именно такие, вымышленные тревоги часто возникают у детей. Многие взрослые воспринимают детские страхи как что-то несерьезное и даже нормальное — «каждый ребенок чего-то боится», и не считают навязчивые состояния проблемой. Между тем, постоянный сильный страх у ребенка часто накладывает негативный отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь. К тому же, если ребенок долго испытывает негативные эмоции, то в дальнейшем у него может ухудшиться физическое здоровье.
Детская психика незрелая: у младенцев эмоции еще не сформированы, малышам постарше трудно их осознавать и регулировать. Детям многое незнакомо, и некоторые окружающие явления они не в состоянии осмыслить. А необъяснимое всегда страшит. В дальнейшем, по мере того как развивается мышление и приобретается жизненный опыт, формируются и сами эмоции, и попытки осознать их, и способы контроля над ними.
Характер детских страхов с годами тоже меняется, и по возрастам они выглядят примерно так:
Груднички начинают плакать, когда вокруг темно, слышны громкие звуки, рядом нет мамы. Некоторые из-за неприятных ощущений во время купания испытывают страх перед водой.
В возрасте 1–3 лет к боязни одиночества, неожиданных звуков и смены обстановки добавляется страх перед незнакомыми людьми.
В 4–5 лет малыш боится засыпать в темноте и одиночестве. Многие испытывают страх перед вымышленными существами, героями сказок, например, перед Бабой-Ягой, домовым.
Страхи у детей 6–7 лет связаны с возможной гибелью. В этом возрасте ребенок в общих чертах уже знаком с понятиями жизни и смерти. Поэтому он боится умереть во сне, из-за болезней, укусов насекомых и других опасностей, реальных или мнимых.
В 8–10 лет страхи приобретают социальный оттенок. Ребенок боится учителей из-за трудностей, связанных с обучением, опасается конфликтов со сверстниками из-за несоответствия внешнего вида или поведения принятым нормам.
11–16 лет. Физиологические изменения, обусловленные половым созреванием у подростка, часто сопровождаются боязнью умереть. Многие испытывают страх смерти родителей, жизненной неустроенности, нищеты, осуждения из-за некрасивой внешности.
Многочисленные детские страхи делят на несколько видов:
Навязчивые, или фобии. Первоначально они возникают в ответ на какую-либо конкретную угрозу, но затем становятся иррациональными – недоступными пониманию, и преследуют постоянно. В качестве примеров можно привести клаустрофобию – боязнь замкнутых пространств, арахнофобию – боязнь пауков, электрофобию – боязнь электричества, и другие. Общее количество навязчивых состояний исчисляется сотнями2.
Доминирующие, или сверхценные страхи – возникают из-за негативных мыслей и образов, которые преобладают в сознании ребенка над другими мыслями и образами. В просторечье такое явление часто называют «зацикливанием». Например, ребенок боится домовых и темноты, а дети постарше боятся ходить в школу или потерять родных.
Ночные страхи – неопределенные чувства тревоги или паники, возникающие во сне. Грань между сном и бодрствованием нечеткая, и сознание малыша многие образы и явления воспринимает искаженно. Поэтому дети во время сна или ночного пробуждения часто испытывают ощущение беспокойства или ужаса. Ночные страхи у детей проявляются криком, двигательным возбуждением. Наутро ребенок, как правило, ничего не помнит.
Бредовые страхи у детей вовсе не поддаются логическому объяснению и не имеют под собой реальной основы. Например, ребенок боится предметов определенного цвета или формы, некоторых бытовых принадлежностей, одежды и обуви.
Выделяют также другие формы страха у детей, которые трудно отнести к конкретному виду.
Основные признаки, указывающие на то, что малыш чего-то боится:
Ребенок боится темноты – не хочет оставаться без света один в квартире или в собственной комнате.
Боится спать один – ночью приходит спать к родителям, отказывается засыпать в одиночестве. Оказавшись один, громко плачет, кричит.
Плохо спит, во время сна нередко вскрикивает и просыпается.
Часто пытается спрятаться в безопасное, по его мнению, место — в шкаф, под кровать, в угол.
В состоянии тревоги зажмуривает глаза, закрывает уши ладонями.
Не хочет общаться со сверстниками.
В незнакомой обстановке или в обществе чужих людей выглядит подавленно, испытывает тревогу и беспокойство.
Отказывается от новых впечатлений, мест и занятий – пойти на елку, в кино, записаться в кружок.
Неохотно принимает пищу, особенно незнакомые блюда.
Дети школьного возраста, испытывающие постоянный страх, замкнуты и необщительны, или напротив, агрессивны. У многих из них возникают трудности с обучением.
Основные причины страхов у детей:
Отрицательный жизненный опыт. Ребенка укусила оса или ему сделали прививку в больнице. Испытав болезненные ощущения, он боится насекомых или людей в белых халатах из-за возможных укусов и уколов.
Гиперопека. Чрезмерная опека со стороны родителей — это, как правило, признак их неуверенности, связанной с возможными травмами, болезнями, ухудшением жизни. Эта тревожность передается ребенку.
Агрессия – крики, унижения, угрозы, а иногда и физическое воздействие разрушают психику ребенка и закономерно приводят к страху.
Запугивания. Для того чтобы удержать ребенка в подчинении, сделать его послушным, родители запугивают его реальными или мнимыми персонажами. Это может быть чужой дядя с отталкивающей внешностью, полицейский, Кощей Бессмертный.
Тревожная информация из медиа. Кинофильмы, телепередачи, контент в интернете иногда содержат сцены ужасов и насилия, способные повлиять даже на устойчивую психику взрослого. Что уж говорить о ребенке3.
Родители могут обезопасить ребенка от большинства страхов, соблюдая ряд правил.
Окружить ребенка вниманием и любовью, но при этом помнить, что забота и гиперопека — разные вещи.
Построить доверительные отношения, чтобы малыш смог поделиться своими проблемами.
Попытаться логически объяснить страх, например, доказать, что пребывание в одиночестве и в темноте так же безопасно, как и нахождение в светлом помещении в окружении близких людей. При этом не стоит специально сталкивать ребенка со страхом, насильно оставлять его в пугающей обстановке.
Ни в коем случае не посвящать ребенка в собственные тревоги и опасения, даже если они имеют под собой реальную почву.
Не кричать и не наказывать ребенка – как за поведение, вызванное тревожностью, так и за другие поступки. Хвалить даже за незначительные достижения в учебе, быту, самообслуживании, творчестве. При этом плохое поведение не должно оставаться незамеченным, но акцентировать на нем внимание нужно мягко, а наказание должно быть адекватным и сообразным.
Играть в развивающие и подвижные игры, поощрять контакты со сверстниками.
Читать добрые сказки, контролировать просмотр телепередач, мультфильмов и материалов из интернета.
Дети, подверженные постоянным страхам, боятся всего нового. Привычная обстановка и знакомые люди становятся для них островком безопасности, а окружающий мир кажется враждебным и опасным – поэтому они с неохотой идут в новые места, отказываются от контактов с окружающими. Постоянный стресс от отрицательных эмоций затрудняет обучение: снижается память и концентрация, материал усваивается хуже4.
С течением времени детские страхи усугубляются и “вырастают” в фобии. Во взрослом возрасте у таких людей замкнутость сочетается с низкой самооценкой. Они с трудом приспосабливаются к меняющимся обстоятельствам и редко достигают жизненного успеха.
Не стоит забывать и о физических проявлениях – отрицательные эмоции, как правило, сопровождаются учащенным сердцебиением, плохим аппетитом и нарушением сна. В дальнейшем такие состояния могут привести к болезням сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения, нарушениям обмена веществ.
Психотерапевты разработали специальные методики для преодоления страха. В зависимости от вида тревоги и ее причин, специалисты проводят сеансы лечения индивидуально, вместе с родителями или в группах с другими детьми. Один из действенных методов психотерапии — подвижные ролевые игры, направленные на то, чтобы ребенок получил больше опыта в новых ситуациях и перестал бояться. Для борьбы с тревожностью применяют арт-терапию — позитивные эмоции, которые малыш получает во время лепки и рисования вытесняют негативные.
Медикаментозное лечение повышает эффективность немедикаментозных методов. Разработаны препараты, которые способны корректировать эмоциональное состояние ребенка. Один из них — Тенотен детский. Активное вещество этого средства нормализует содержание в головном мозге белков, ответственных за возникновение тревоги и страха. Противотревожное действие препарата способствует улучшению памяти и внимания. Спокойному ребенку более легко усвоить школьный материал и повысить успеваемость.
Форма выпуска лекарства: таблетки для рассасывания. Инструкция по применению рекомендует принимать по 1 – 3 таблетки в день. Их держат во рту до полного рассасывания или растворяют в небольшом количестве воды.
Список литературы: