Мотивация — это готовность достичь поставленной цели и приложить для этого все усилия, несмотря на возможные трудности. Это психологическое состояние необходимо для обучения в школе. Без мотивации ребенок не может усваивать школьный материал и поэтому не хочет учиться. Плохая успеваемость травмирует детскую психику. Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Некоторые рекомендации помогут привить ребенку желание учиться.
Дети по природе любознательны. Поэтому процесс обучения увлекает — познавая что-то новое, ребенок получает удовольствие. В свою очередь, положительные эмоции стимулируют к усвоению новой информации и дальнейшему обучению. Хочется учиться и учиться. Во всяком случае, так должно быть. На самом деле, вместо ожидаемого интереса к учебному материалу, родители зачастую сталкиваются с нежеланием учиться.
Некоторые обвиняют в этом учителей. Дескать, они плохо преподносят материал1. Иногда уже с первого класса детей сортируют на отличников и двоечников. И тот, кому не посчастливилось попасть в разряд «плохих», вряд ли станет «хорошим». Из-за этого у ребенка пропадает желание учиться и идти на урок. К сожалению, низкое качество преподавания, формальный подход и предвзятое отношение встречаются в современных школах. Но основные факторы низкой успеваемости связаны с самим учеником или с его ближайшим окружением, сверстниками и родителями. Среди конкретных причин, почему дети не хотят учиться2:
Все вышеперечисленные варианты причин отсутствия мотивации к учебе у ребенка в конечном итоге вызывают стресс, когда он переступает порог школы. Ведь он вынужден находиться в нежелательной для себя среде, в обстановке дискомфорта. Растет уровень тревожности, что негативно воздействует на психику, которая только начинает формироваться в эти годы. Не стоит ждать, что ситуация изменится сама собой: в этом положении ребенку как никогда нужна помощь и поддержка родителей.
Специалисты рекомендуют несколько способов мотивации ребенка.
Родительская поддержка поможет ребенку поверить в собственные силы. Так, перед занятиями можно постараться убедить его, что все будет хорошо, и запомнить материал нетрудно — для этого нужно только сосредоточиться. Точно так же по возвращении со школы нужно объяснить, что задание не такое уж трудное. Чтобы его приготовить, достаточно вспомнить, что говорил учитель в классе, а затем внимательно прочитать заданный параграф в учебнике.
Информация, преподнесенная в игровой форме, лучше усваивается. Какие это будут игры, зависит от полета фантазии родителей. Например, игровая викторина, где за каждый правильный ответ присуждаются баллы. Заинтересованный ребенок будет стараться каждый раз набирать все большее количество баллов. Аналогично проводят игру-тест, где из нескольких вариантов нужно выбрать правильный.
В ходе доверительных бесед родители интересуются, что ребенку дается легко, а что вызывает затруднения. После этого они выясняют, в чем он видит причину своих трудностей, и какими способами собирается их преодолеть. Ничего страшного, если сразу не получится услышать внятный ответ. В таких случаях детально обсуждают все, что касается школьных занятий — что говорили учителя на уроках, как отвечали другие ученики, что задано на завтра.
В данном случае помогать школьнику вовсе не значит, что нужно делать за него домашнее задание. Но если при этом возникли трудности, обязательно приходят на помощь. Она заключается в том, чтобы выработать у ребенка правильный ход мыслей, чтобы он осмыслил прочитанное, а затем в школе решил задачу или написал сочинение.
Для мотивации детей родители могут вспомнить, что во время школьного обучения они сталкивались с аналогичными трудностями, но благодаря стараниям и упорству преодолели их. И хотя с тех пор многое изменилось, основные принципы школьного обучения остались прежними. Папа и мама, которые для того чтобы ознакомиться с полезной информацией смотрят познавательные сайты и телепередачи, читают книги, являются наглядным примером для ребенка.
При формировании мотивации родители порой перегибают палку. Они ругают ребенка за каждую оплошность, а за всякой плохой оценкой следует наказание. Ругань, угрозы, а порой и рукоприкладство — все это порождает неуверенность в себе и нежелание идти в школу. В таких случаях некоторые дети, чтобы выразить протест, назло родителям плохо учатся.
Другие дети, чтобы избежать конфликтов с родителями, стараются во что бы то ни стало получить заветное «отлично»3. Но интереса к обучению и желания идти в школу это не прибавляет. Хорошие оценки не заменяют знания, и потому не должны быть самоцелью. Однако, признание учителем заслуг ученика выражается именно в отметках в дневнике и в классном журнале. В таких случаях похвала и хорошие оценки тоже являются хорошим средством для повышения мотивации к обучению.
Даже при деятельном участии родителей не всегда удается понизить уровень тревожности ребенка, избавить его от стрессов, которые мешают пробудить интерес к учебе. В таких случаях нужно обращаться к специалисту, который может назначить препараты, улучшающие способность бороться с проблемами психоэмоциональной направленности. Один из них — Тенотен детский4. Форма выпуска препарата: таблетки для рассасывания. В качестве активного компонента это средство содержит технологически обработанные антитела к белку S100, который принимает непосредственное участие в росте нервных клеток, проведении импульсов между нейронами, защите их от повреждения, а также формировании психоэмоциональной устойчивости.
Этот препарат поможет ребенку избавиться от неуверенности, раздражительности. У многих детей повышается интерес к окружающему, им становится легче запоминать и осмысливать информацию. Хорошая обучаемость дополняется положительными эмоциями, появляется желание идти в школу за знаниями.
Инструкция по применению рекомендует держать таблетки во рту до полного рассасывания. Таким способом их принимают по 1–2 таблетки 1–3 раза в день в перерывах между едой. Курс приема длится от 1 до 3 месяцев. По рекомендации специалиста его можно продлить до шести месяцев или повторить спустя 1–2 месяца. Тенотен детский разрешен с трехлетнего возраста.
Список литературы: