Как мотивировать ребенка учиться

Опубликовано: 10.06.2024
Дата изменения: 03.07.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Мотивация — это готовность достичь поставленной цели и приложить для этого все усилия, несмотря на возможные трудности. Это психологическое состояние необходимо для обучения в школе. Без мотивации ребенок не может усваивать школьный материал и поэтому не хочет учиться. Плохая успеваемость травмирует детскую психику. Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Некоторые рекомендации помогут привить ребенку желание учиться.

Почему ребенок плохо учится

Дети по природе любознательны. Поэтому процесс обучения увлекает — познавая что-то новое, ребенок получает удовольствие. В свою очередь, положительные эмоции стимулируют к усвоению новой информации и дальнейшему обучению. Хочется учиться и учиться. Во всяком случае, так должно быть. На самом деле, вместо ожидаемого интереса к учебному материалу, родители зачастую сталкиваются с нежеланием учиться.

Некоторые обвиняют в этом учителей. Дескать, они плохо преподносят материал1. Иногда уже с первого класса детей сортируют на отличников и двоечников. И тот, кому не посчастливилось попасть в разряд «плохих», вряд ли станет «хорошим». Из-за этого у ребенка пропадает желание учиться и идти на урок. К сожалению, низкое качество преподавания, формальный подход и предвзятое отношение встречаются в современных школах. Но основные факторы низкой успеваемости связаны с самим учеником или с его ближайшим окружением, сверстниками и родителями. Среди конкретных причин, почему дети не хотят учиться2:

  • Обманутые ожидания. Ребенку-дошкольнику говорят, что за школьным порогом его ждет увлекательная страна знаний. Поэтому уроки во многом напоминают интересную игру. На самом деле, для того чтобы читать, писать, считать, приходится прилагать усилия. Трудности охлаждают первоначальный пыл, и на смену интересу приходит разочарование.
  • Скука. Эта причина в основном характерна для учеников среднего и старшего возраста. Каждый день одно и то же — нужно идти в школу, слушать заумные речи учителей, а затем идти домой и готовить уроки. И так из месяца в месяц. Из-за этого однообразия ребенок не хочет в школу.
  • Альтернативные увлечения. Зачем учить уроки, если можно поиграть на улице, покататься на велосипеде. Многие современные дети не хотят ходить в школу, потому что увлечены компьютерными играми, соцсетями.
  • Особенности личности. Некоторые дети робкие и неуверенные в себе. Из-за низкой самооценки им тяжело учиться. Плохая успеваемость усугубляет неуверенность — появляется замкнутый круг. Другие дети, наоборот, слишком самоуверенны и считают, что могут приобрести знания, прикладывая минимум усилий. Некоторым свойственна природная лень, которая тоже мешает учиться. Также труднее осваивать учебный материал гиперактивному ребенку.
  • Семейные конфликты. Ссоры между родителями отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка. Из-за этого пропадает интерес к обучению, не хочется идти в школу. К тому же в небольшой квартире, где кипят страсти и нет тишины, трудно готовить уроки.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Некоторые особенности внешности или физические недостатки, например, заикание, слишком большой или маленький рост, выдающийся нос или губы, становятся предметом насмешек одноклассников. Из-за постоянных издевательств пропадает желание идти в школу и учиться.

Все вышеперечисленные варианты причин отсутствия мотивации к учебе у ребенка в конечном итоге вызывают стресс, когда он переступает порог школы. Ведь он вынужден находиться в нежелательной для себя среде, в обстановке дискомфорта. Растет уровень тревожности, что негативно воздействует на психику, которая только начинает формироваться в эти годы. Не стоит ждать, что ситуация изменится сама собой: в этом положении ребенку как никогда нужна помощь и поддержка родителей.

Как повысить мотивацию к учебе

Специалисты рекомендуют несколько способов мотивации ребенка.

Поддерживайте ребенка

Родительская поддержка поможет ребенку поверить в собственные силы. Так, перед занятиями можно постараться убедить его, что все будет хорошо, и запомнить материал нетрудно — для этого нужно только сосредоточиться. Точно так же по возвращении со школы нужно объяснить, что задание не такое уж трудное. Чтобы его приготовить, достаточно вспомнить, что говорил учитель в классе, а затем внимательно прочитать заданный параграф в учебнике.

Используйте игровые формы обучения

Информация, преподнесенная в игровой форме, лучше усваивается. Какие это будут игры, зависит от полета фантазии родителей. Например, игровая викторина, где за каждый правильный ответ присуждаются баллы. Заинтересованный ребенок будет стараться каждый раз набирать все большее количество баллов. Аналогично проводят игру-тест, где из нескольких вариантов нужно выбрать правильный.

Проявляйте интерес

В ходе доверительных бесед родители интересуются, что ребенку дается легко, а что вызывает затруднения. После этого они выясняют, в чем он видит причину своих трудностей, и какими способами собирается их преодолеть. Ничего страшного, если сразу не получится услышать внятный ответ. В таких случаях детально обсуждают все, что касается школьных занятий — что говорили учителя на уроках, как отвечали другие ученики, что задано на завтра.

Помогайте ребенку

В данном случае помогать школьнику вовсе не значит, что нужно делать за него домашнее задание. Но если при этом возникли трудности, обязательно приходят на помощь. Она заключается в том, чтобы выработать у ребенка правильный ход мыслей, чтобы он осмыслил прочитанное, а затем в школе решил задачу или написал сочинение.

Подавайте личный пример

Для мотивации детей родители могут вспомнить, что во время школьного обучения они сталкивались с аналогичными трудностями, но благодаря стараниям и упорству преодолели их. И хотя с тех пор многое изменилось, основные принципы школьного обучения остались прежними. Папа и мама, которые для того чтобы ознакомиться с полезной информацией смотрят познавательные сайты и телепередачи, читают книги, являются наглядным примером для ребенка.

Нужно ли заставлять ребенка учиться

При формировании мотивации родители порой перегибают палку. Они ругают ребенка за каждую оплошность, а за всякой плохой оценкой следует наказание. Ругань, угрозы, а порой и рукоприкладство — все это порождает неуверенность в себе и нежелание идти в школу. В таких случаях некоторые дети, чтобы выразить протест, назло родителям плохо учатся.

Другие дети, чтобы избежать конфликтов с родителями, стараются во что бы то ни стало получить заветное «отлично»3. Но интереса к обучению и желания идти в школу это не прибавляет. Хорошие оценки не заменяют знания, и потому не должны быть самоцелью. Однако, признание учителем заслуг ученика выражается именно в отметках в дневнике и в классном журнале. В таких случаях похвала и хорошие оценки тоже являются хорошим средством для повышения мотивации к обучению.

Как помочь ребенку справиться с переживаниями

Даже при деятельном участии родителей не всегда удается понизить уровень тревожности ребенка, избавить его от стрессов, которые мешают пробудить интерес к учебе. В таких случаях нужно обращаться к специалисту, который может назначить препараты, улучшающие способность бороться с проблемами психоэмоциональной направленности. Один из них — Тенотен детский4. Форма выпуска препарата: таблетки для рассасывания. В качестве активного компонента это средство содержит технологически обработанные антитела к белку S100, который принимает непосредственное участие в росте нервных клеток, проведении импульсов между нейронами, защите их от повреждения, а также формировании психоэмоциональной устойчивости.

Этот препарат поможет ребенку избавиться от неуверенности, раздражительности. У многих детей повышается интерес к окружающему, им становится легче запоминать и осмысливать информацию. Хорошая обучаемость дополняется положительными эмоциями, появляется желание идти в школу за знаниями.

Инструкция по применению рекомендует держать таблетки во рту до полного рассасывания. Таким способом их принимают по 1–2 таблетки 1–3 раза в день в перерывах между едой. Курс приема длится от 1 до 3 месяцев. По рекомендации специалиста его можно продлить до шести месяцев или повторить спустя 1–2 месяца. Тенотен детский разрешен с трехлетнего возраста.

Список литературы:

  1. Перетягина Н.Н. Почему наши дети не хотят учиться? Народное образование. 2014. С. 59–66.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Учебное пособие для ВУЗов. 2018.
  3. Алиева А.В., Калачева А.С., Филина Т.Е. Особенности развития мотивации детей младшего школьного возраста. Евразийский научный журнал. 2016. С. 53–55.
  4. Тенотен детский. Официальный сайт.