Навыки устного счета пригодятся любому ребенку. Даже в быстро меняющемся мире, где никто не выходит из дома без гаджетов, не слишком удобно каждый раз тянуться к калькулятору, чтобы выполнить простейшие арифметические действия. Гораздо проще считать в уме. Освоить этот навык может практически любой ребенок, главное – выбрать подходящую методику и следовать рекомендациям специалистов.
Единого мнения по этому вопросу не существует. Большинство педагогов сходятся во мнении, что оптимальный возраст для начала обучения устному счету – 3-5 лет. Дошкольник уже может освоить простейшие примеры: посчитать, сколько карандашей лежит на столе, прибавить к одной конфете еще две – и так далее. Первоклассник, освоивший устный счет в пределах десяти, уже может начать решать более сложные примеры: складывать и вычитать, сравнивать различные числа.
Эксперты считают, что можно начинать обучать ребенка счету и раньше – если у него есть определенные способности и интерес. Но настаивать не нужно. Нервная система дошкольника развивается постепенно, и перегружать ребенка навыками не по возрасту не стоит. Головной мозг малыша должен «дозреть» до того, чтобы начать с легкостью складывать и вычитать числа. Если форсировать события и обучать счету едва ли не с пеленок, можно перегрузить дошкольника избыточной информацией и даже лишить его интереса к учебе.
Что делать, если ребенок к 1 классу еще не освоил устный счет? Надеяться, что в школе его научат считать или срочно браться за обучение дошкольника самостоятельно? Эксперты советуют не паниковать и искать причины такого явления. Если выяснить, почему ребенок не хочет или не может считать, можно будет подобрать ключ к его дальнейшему обучению в школе.
Если в возрасте 5–7 лет ребенок не может считать в уме, нужно разбираться, почему так происходит. Вот самые частые причины, которые мешают овладеть этим навыком:
Прежде чем начинать заниматься по той или иной методике, нужно выяснить, готов ли вообще ребенок воспринимать новую информацию. В 5–7 лет у дошкольника только начинает формироваться наглядно-образное мышление, помогающее освоить необходимые для будущего первоклассника навыки – в том числе и устный счет. Эти данные условны: один ребенок будет уже хорошо считать в 5 лет, а другой разберется в цифрах только ближе к 7 годам.
Вот как можно помочь ребенку:
Первое, что нужно освоить ребенку – счет в пределах десяти. Но для начала нужно убедиться, что малыш свободно считает до 10 и обратно, не сбиваясь. Если не получается – сначала освойте этот навык, а затем переходите к более сложным задачам.
Для начала – осваивайте с ребенком сложение и вычитание. Делайте это на простых наглядных примерах. Положите на стол пять яблок, разберите состав этого числа: 5 = 1+4, 2+3 и так далее. Продемонстрируйте каждый пример: на столе было пять яблок, одно забрал папа, сколько осталось?
Когда ребенок освоит сложение и вычитание, начните сравнивать цифры. Лучше всего это делать на предметах: два яблока больше, чем одно, а три – больше, чем два.
Следующий этап – счет до 20. Здесь важно объяснить правила образования чисел. Например, 15 – это пять и -дцать на конце. Можно воспользоваться карандашами или счетными палочками, чтобы наглядно показать сложение и вычитание в пределах 20.
Следующий этап – счет до 100. Не нужно сразу складывать 53 и 17 и выполнять другие сложные действия. Научите ребенка считать десятками: 10, 20, 30. Сначала потренируйтесь называть десятки по порядку, затем – пробуйте вместе с ребенком их складывать и вычитать. Объясните, что действовать нужно точно так же, как при счете до 10, только добавлять ноль. Постепенно переходите к более сложным действиям – счету в пределах одного десятка: например, 25+3.
По мнению многих экспертов, эту задачу лучше оставить учителям – в начальной школе обязательно будут осваивать этот навык. Но если родителям очень хочется научить этому ребенка заранее, а у малыша есть интерес, можно считать в столбик. Это будет наглядно и удобно: ребенок сразу заметит, чем десятки отличаются от единиц, а со временем научится выполнять эти действия и в уме.
Как объяснить сложение столбиком:
На этом этапе можно предложить ребенку упрощать примеры – округлять до десяти. Например, как посчитать 9+6? Все просто: сначала получаем круглое число. До 10 не хватает 1, поэтому прибавляем 9+1 и получаем 10. Затем остается к 10 прибавить 5 (6-1) – и получаем 15.
К этому этапу можно переходить тогда, когда ребенок уже уверенно считает в пределах 100, знает разницу между десятками и единицами. И здесь снова нужно задействовать важное правило: упрощаем все, что можно упростить:
С трехзначными числами действуем аналогично. Сначала прибавляем сотни, затем десятки, а потом переходим на единицы.
Если не удается справиться своими силами и помочь ребенку освоить устный счет, нужно обратиться за помощью к специалисту. Он разберется, почему у ребенка возникают сложности с математикой и подберет лучший вариант решения проблемы.
У многих детей сложности в обучении возникают из-за выраженной тревоги и стресса. В этом случае Тенотен детский помогает справляться с проблемой. Это противотревожный препарат, которому доверяют врачи и рекомендуют при расстройствах учебных навыков – чтения, письма и счета. Лекарство нормализует процессы обучения и памяти в центральной нервной системе* и обладает высоким профилем безопасности.
Тенотен детский, согласно инструкции по применению, разрешен детям с 3 лет. Выпускается в таблетках для рассасывания, которые нужно держать во рту до полного растворения. Требует курсового применения – продолжительность лечения составляет от 1 до 3 месяцев и зависит от выраженности тревожных расстройств.
*В условиях интоксикации, гипоксии, при состояниях после острого нарушения мозгового кровообращения