
В нормальном состоянии человек, особенно в подростковом возрасте, нередко может испытывать чувство тревожности. Проблема начинается, если он при этом не обладает достаточным самоконтролем, чтобы погасить негативные эмоции, самостоятельно убрать беспокойство. Становится проблемой и низкий порог тревожности, когда страх начинает охватывать по самым безобидным поводам. С чем связано появление тревожности у подростка, какие симптомы у нее существуют и как помочь ребенку, расскажем в этой статье.
Под тревожностью в психологии понимается склонность индивидуума переживать чувство тревоги1. Это состояние, которое возникает в состоянии неопределенной опасности, при ожидании неудачного исхода событий, при ощущении беспричинного страха. И в норме многие подростки способны ощущать тревожность, но чтобы ее вызвать, требуется действительно серьезная причина, кроме того, они вырабатывают с возрастом самоконтроль и саморегуляцию. Управление тревогой позволяет быстрее переходить от эмоциональных переживаний проблемы к поискам ее рациональной причины и путей выхода из негативной ситуации 2.
Например, если ребенок получил в школе плохую оценку, он может расстроиться — и это нормально. Но, погрустив некоторое время, возьмет себя в руки, продумает самостоятельно, либо ему подскажут родители, какие есть варианты исправить отметку, как сделать так, чтобы подобное не случалось в дальнейшем.
Повышенная тревожность у подростков при этом будет отклонением от нормы, поскольку возникает в основном без причины. Такое состояние грозит дезорганизацией любой работы или занятия, становится причиной в дальнейшем развития низкой самооценки и неуверенности в собственных возможностях, ведет к развитию невроза.
Стоит разделять понятия «тревога» и «тревожность». Это разные состояния. Тревога возникает в качестве острой эмоции при конкретной угрозе или наличии объективной причины для стресса. Речь не только о реальной опасности для жизни или здоровья: подобное состояние способна вызвать предстоящая встреча на собеседовании или страх перед экзаменом.
Тревога сопровождается рядом симптомов, которые развились у человека в процессе эволюции, еще со времен, когда ему приходилось прятаться или защищаться от хищников. Поэтому при ней ощущается напряжение мышц, дрожь, учащенное сердцебиение и потливость. Зачастую при устранении причины тревоги уходит и она сама.
А вот тревожность — это чувство постоянного беспокойства без явного на то основания. Подросток напряжен и постоянно задается вопросом «А вдруг случится что-то плохое?». Почему ребенок тревожится, непонятно. Состояние появляется без особой связи с конкретной ситуацией. Поэтому и родителям неизвестно, как успокоить ребенка. Тем более что тревожность устойчива, ее трудно снять одним хорошим разговором по душам.
Хотя тревожность характеризуется беспричинностью, само это состояние имеет определенное основание. Оно может являться следствием психологических проблем подростка, особенностей его воспитания, либо возникать из-за конфликтов в школе3 с учителями или сверстниками.
Предпосылкой для развития тревожности может стать повышенная чувствительность ребенка, его сенситивность. Однако это лишь предрасположенность, а не точная причина. Она может и не развиться в патологию, особенно при хорошем воспитании и здоровом социальном окружении.
Влияет и наследственность. Не зря психологи отмечают: у тревожных родителей часто растут тревожные дети.
Тревожность и страхи могут возникать из-за фиксации в эмоциональной памяти серьезного испуга при встрече с тем, что представляет действительную опасность, несет угрозу для жизни: пережитое нападение, тяжелая болезнь, несчастный случай, военные действия.
Семейные разногласия, ошибки в воспитании, а также проблемы в школе часто становятся главными факторами развития повышенной тревожности. Например, этому способствует гиперпротекция родителей с чрезмерным контролем, постоянными одергиваниями, множеством ограничений и постоянной опекой. В результате у ребенка вырабатывается ощущение, что он всегда ведет себя неправильно. Со временем такое беспокойство становится регулярным, преобразуясь в тревожность.
В учебном заведении на ребенка может сильно давить требование преподавателей максимально успешного усвоения материала. Также подросток может стать жертвой буллинга со стороны класса, отдельных лиц или групп.
В некоторых случаях проблема заключается в низком социальном статусе ребенка. В этом возрасте дети уже начинают обращать внимание на внешний вид, популярность окружающих, иногда чересчур остро реагируя, если сами не соответствуют модным критериям.
Не всегда получается сразу заметить повышенную тревожность. Многие родители, даже определив ее у своего ребенка, иногда игнорируют подобный факт. Они успокаиваются тем, что ничего страшного не происходит, что дело в возрастных изменениях и все само собой урегулируется: просто ребенок вступил в подростковый возраст.
Но некоторые симптомы все же способны выдать патологическое состояние:
Тревожность можно обнаружить по ряду физических признаков: ребенок часто начинает жаловаться на головные боли, кишечные расстройства, у него снижается физическая активность, ухудшается аппетит, нарушен здоровый сон.
Иногда может наблюдаться повышенная усталость, даже если нет объективных причин для ее появления.
В психологическом плане состояние проявляется постоянным беспокойством и навязчивыми мыслями о будущем, страхом перед неизвестностью.
Ребенок испытывает чувство беспомощности, неуверенность в своих силах, часто становится раздражительным. У него высокая возбудимость и бурная эмоциональная реакция даже на обычные события.
Наблюдаются перепады настроения между грустью и радостью, причем довольно резкие. Нередко может впадать в депрессивные состояния и становиться апатичным.
Меняется и поведение: ребенок старается избегать общения с людьми, не хочет ходить в школу. Иногда могут появляться определенные ритуальные действия, которые направлены на снижение тревоги. Развивается лень, пассивное отношение к жизни, иногда в качестве защитной реакции подросток проявляет агрессию в ответ на стрессовые ситуации, даже в адрес неодушевленных предметов.
Он ищет поддержки и одобрения у других людей, авторитетных для него. И не всегда это отец или мать: в таком возрасте снижается роль родителей в жизни подростка. Зачастую пытается избавиться от тревожности употреблением алкоголя, наркотиков, курением.
У подростков тревожные расстройства нередки. Но они поддаются коррекции легче, чем в более старшем возрасте. Поэтому при признаках подобного состояния рекомендуется обратиться к специалисту. Тот выслушает жалобы, побеседует с ребенком и родителями, проведет диагностику, затем при необходимости назначит терапию и даст полезные советы родителям подростков.
Зачастую достаточно пройти курс поведенческой психотерапии. Она состоит в том, что специалист систематически подвергает ребенка воздействию провоцирующих тревогу ситуаций, из-за чего тот постепенно теряет к ним чувствительность. Особенно эффективна такая терапия, если дополняется поддержкой родителей, а опытный специалист знает тонкости развития ребенка и способен скорректировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
Также помогает введение сбалансированного питания, установление нормального режима дня, увеличение физической активности и снижение влияния стрессов.
В более тяжелых случаях рекомендации экспертов предусматривают дополнить психотерапию приемом медикаментов, снижающих тревожность.
Например, специалист может назначить препарат Тенотен детский. Это противотревожное средство для детей с трех лет, которое имеет удобную форму выпуска — таблетки для рассасывания.
Тенотен детский обладает следующими действиями:
Одно из основных достоинств лекарства заключается в его успокаивающем и противотревожном действии. Он улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок, улучшает настроение, повышает стрессоустойчивость, а также нормализует процессы умственной деятельности, обучения, памяти, мышления. В итоге ребенок лучше понимает окружающий мир и более адекватно адаптируется к его условиям.
Тенотен детский способствует устранению тревожных проявлений у подростков и укреплению нервной системы в целом.
Инструкция по применению (листок-вкладыш) рекомендует при неврастении и неврастенических расстройствах, а также специфических расстройствах учебных навыков принимать препарат по 1 таблетке 1-3 раза в сутки в течение 1-3 месяцев. При необходимости противотревожный препарат принимают до полугода. Схема приема также указана в инструкции по применению (листке-вкладыше).
Список литературы