Социальную тревожность еще называют социофобией. Дословно с латыни этот термин переводится как боязнь общества: социум — общество и фобия — боязнь, страх. Сами по себе люди больному не страшны, но обычные действия или поступки, совершаемые в присутствии людей, вызывают необоснованную тревогу.
Таким образом, повышенная социальная тревожность — один из видов навязчивых страхов. Это серьезная болезнь, которую нужно лечить, иначе она будет прогрессировать: из-за тревоги ухудшится качество жизни, ребенку со временем будет все сложнее адаптироваться в обществе. Лечение социального тревожного расстройства у детей проводят психологи, психотерапевты или психиатры.
Природа социальной тревожности заключается в низкой самооценке — ребенок считает себя хуже, чем он есть на самом деле. Заниженная самооценка формируется под действием психологических, социальных, и даже физических факторов. Это могут быть:
Первые признаки социальной тревоги появляются примерно в 11–14 лет. Этот период соответствует половому созреванию, во время которого психика у подростков меняется. По мере взросления социальная тревожность усугубляется, и максимально проявляется к 30–45 годам. Симптомы этого состояния индивидуальны, и могут быть разными на каждом этапе.
Социальному страху часто сопутствуют телесные проявления:
Эти симптомы возникают после того, как ребенок оказался в пугающей для него социальной обстановке. Иногда состояние больного может ухудшаться даже после мыслей о том, что может возникнуть угрожающая или неблагоприятная ситуация.
При социофобии даже нейтральная информация, поступающая к мозгу извне, сопровождается тревогой и страхом. Например, после общения с другими людьми ребенок думает, что на него смотрели с осуждением или неодобрением. Даже в обычных словах видится скрытый подтекст, кажется, что окружающие насмехаются или угрожают. Из неверных предпосылок ребенок начинает делать негативные выводы о своей личности – думает, что он смешон и ничтожен.
Еще один когнитивный признак социофобии – склонность к детальному самоанализу. Ребенок старается вспомнить прошедшие события до мелочей, прокручивает их назад, как пленку фильма, пытаясь выяснить, что им было сделано не так. В просторечье этот процесс называют самокопанием.
Обычные действия, совершаемые на людях, вызывают у ребенка тревогу: возникает страх во время вызова к доске, выступления на классном собрании, ответов на экзамене. В таких случаях высокий уровень социальной тревожности может привести к плохой успеваемости, несмотря на то, что школьник смышленый, или даже одаренный. Эти же проблемы позже повторяются во время обучения в ВУЗе.
Немотивированный страх может возникать при посещении культурных и увеселительных учреждений, торговых центров, и даже общественных туалетов. Поэтому дети с социальной тревожностью стараются избегать людных мест. При этом, в отличие от больных, страдающих тяжелыми психическими заболеваниями, пациент с социальной тревожностью осознает, что его страхи надуманы, но не знает, как с ними справиться.
В 1987 г. американский психиатр Либовиц разработал опросник. Этот тест, именуемый шкалой Либовица, используют для объективной диагностики социальной тревожности. В шкале – 48 вопросов, за ответ на каждый из которых присваивается балл. После суммирования баллов диагност оценивает тревогу и страх в разных ситуациях и степень избегания этих ситуаций:
В шкале Либовица учитывается пол исследуемого лица.
Надеяться на то, что навязчивые страхи пройдут и все как-то само собой нормализуется, не стоит. Если ничего не делать, патология прогрессирует: тревожность возрастает, а самооценка еще больше снижается. В будущем ребёнку сложно будет реализоваться, налаживать профессиональные, деловые и романтические контакты и, в целом, получать радость от жизни. Появятся депрессивные состояния, разовьются тяжелые психосоматические симптомы. Чтобы избежать этих последствий, нужна помощь специалистов.
Хорошие результаты при социофобии дает когнитивно-поведенческая психотерапия. Эта методика заключается в изменении мышления и поведения. Вначале специалист выясняет, в каких именно ситуациях ребенок испытывает тревогу, а затем меняет его отношение к этим ситуациям. В итоге навязчивые страхи у пациента исчезают, облегчаются взаимоотношения с другими людьми.
Для того чтобы улучшить навыки общения и повысить самооценку, проводятся психотерапевтические занятия с группами пациентов. Однако, не стоит ожидать, что улучшение наступит сразу после нескольких посещений: лечение социофобии – это долгий и упорный труд. А для того чтобы повысить шансы на позитивный исход терапии, потребуются лекарства, которые помогут справиться с негативными эмоциями, помочь преодолению застенчивости.
Один из таких препаратов — Тенотен детский, созданный специально для детей с 3 лет. Нейропротекторное и противотревожное действия препарата обусловлены содержанием аффинно очищенных антител к белку S-100. Этот белок вырабатывается клетками головного мозга. При чрезмерной тревожности, навязчивых страхах уровень S-100 в головном мозге повышается.
Аффинно очищенные антитела в составе препарата нормализуют активность этого белка. После его применения могут уменьшиться тревога и страх. Вместе с хорошими мыслями появляется уверенность в себе, возникает интерес к окружающим. В результате ребенку становится легче адаптироваться в обществе в школе и за ее пределами.
За счет улучшения интегративной функции мозга, Тенотен детский помогает справляться с расстройствами развития учебных навыков – чтения, письма, счета. Таким образом, ребенок сможет улучшить свою успеваемость. Ведь преодоление расстройств приведет к улучшению обучаемости.
Форма выпуска препарата – таблетки для рассасывания. Согласно инструкции, таблетку нужно держать во рту до полного растворения. Принимать Тенотен необходимо курсом от 1 до 3 месяцев, после чего врач может порекомендовать повторный курс приема.
Средство почти не имеет противопоказаний: его не рекомендуется применять пациентам с индивидуальной непереносимостью компонентов препарата, детям в возрасте младше 3 лет, лицам с непереносимостью некоторых сахаров.
При своевременном комплексном лечении можно полностью избавить ребенка от социальной тревоги с навязчивыми страхами.