Конфликты детей в школе

Опубликовано: 05.08.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

За время учебы ребенок проходит несколько возрастных изменений. Это и кризис младшего школьного возраста в 7 лет, и половое созревание в средней школе, отличающееся гормональным всплеском с психологической нестабильностью, и кризис взросления в старшем школьном возрасте1, когда подросток уже начинает ощущать себя полноценным членом общества. В процессе становления личности в социуме разного рода конфликта практически неизбежны. Они возникают по многим причинам, второй стороной может выступать как другой ученик, так и учитель и в целом весь класс. Но если одни конфликты быстро разрешаются и проходят бесследно, другие могут длиться весь период обучения, отражаясь на психике и качестве образования. Что делать, если ребенка обижают в школе, как выявить эту проблему и чем помочь — рассказываем в этой статье.

Почему у детей возникают конфликты в школе

Специалисты делят период школьного обучения на несколько стадий, каждая подразумевает свои этапы психологического и физического развития ребенка. Это отражается на его интересах, потребностях и в том числе — на причины конфликтов в школе.

В младшем школьном возрасте ребенок только вступает в незнакомый мир учебного процесса. Формируется новый этап самосознания, возникает переоценка ценностей, где во главу угла выступает ощущение себя в социуме. Ребенок еще не знает, как вести себя в коллективе, многие тонкости только предстоит освоить.

Решение конфликтов в начальной школе происходит с учетом характерных для этого периода причин их возникновения. Ими чаще всего становятся:

  • эмоциональное неблагополучие из-за смены образа жизни и появления новых обязанностей;
  • проблемы с самооценкой, навыками саморегуляции, адаптацией в изменившемся социальном окружении;
  • коммуникативные разногласия из-за несформированных навыков общения;
  • потребность самоутвердиться в коллективе, бороться за более высокий статус в негласной иерархии.

Следующий кризисный возраст — 11–15 лет, когда дети проходят период полового созревания (пубертат). Половые гормоны и гормоны роста активно меняют их привычную внешность. Появляется интерес к противоположному полу, желание показать себя взрослым с помощью присоединения к какому-либо неформальному сообществу на фоне общей психологической нестабильности.

Основные причины возникновения конфликтов в школе в этом возрасте: желание самоутвердиться, обособление от коллектива, эмоциональное напряжение, проблема выработки самостоятельности и ответственности.

Кризис 16–17 лет обычно связан с новым этапом взросления, подготовкой к ЕГЭ, выбору дальнейшего пути в жизни. 

Каждый из перечисленных возрастных кризисов постепенно отдаляет ребенка от родителей, тем самым подготавливая его к самостоятельной жизни. 

Многие конфликты в школе (в первую очередь — межличностные) имеют свое основание в том, что у ребенка не выработаны навыки общения и разрешения спорных ситуаций. 

Какие бывают конфликты в школе

Основные виды конфликтов в школе:

  • когда второй стороной выступает другой ученик;
  • весь класс (отдельная его часть);
  • учитель2.

Разберем эти виды разногласий отдельно.

Конфликт между учениками

Конфликт в классе между детьми — наиболее распространенный вариант разногласий учеников3. В этот возрастной период ребята не склонны воздерживаться от неприятных оценок сверстников, что может стать причиной ссор.

Типология конфликтов в школе включает в разногласия уровня ученик-ученик не только взаимоотношения школьника с одноклассниками, но и с представителями параллельных классов, а также с учащимися младше или старше по возрасту.

Примеры конфликтов в школе между учениками бывают совершенно разными. Оскорбления, обиды, обман, сплетни, личная неприязнь, насмешки над каким-то недостатком (например, ребенок слишком худой, слишком толстый, носит очки), соперничество за внимание противоположного пола и многое другое.

Конфликт ребенок-класс

Некоторые дети в силу психологического склада (неумения постоять за себя), могут стать жертвой травли всего класса.

Более склонный к формированию мнения внутри ученического коллектива ребенок способен привлечь на свою сторону других ребят во время ссоры с одноклассником. В итоге конфликт в школе между двумя детьми рискует превратиться в настоящую травлю или буллинг со стороны агрессивной части класса при немой поддержке или непротивлению остальных. Другие ученики, возможно, и хотели бы заступиться за жертву, но боятся сами повторить ее судьбу.

Иногда причина, по которой ребенка в школе обижают одноклассники, заключается в самом ученике, если он своим демонстративным поведением выражает явное неуважение ко всему коллективу и получает ответную негативную реакцию. Проблему своими неумелыми действиями может подогреть педагог, например, наказывая весь класс из-за проступка отдельного ученика, тем самым настраивая против него коллектив.

Конфликт между ребенком и учителем

Если ссоры между детьми в принципе неизбежны, то ситуация, когда у ребенка возникает конфликт с учителем в школе, является показателем проблем профессиональной подготовки педагога.

Ученики иногда жалуются на нечуткость преподавателя, несправедливое отношение к ним (что проявляется в занижении оценок или выставлении виновным в ситуации, когда ребенок себя таковым не считает)4.

Учителя, в свою очередь, указывают на нежелание некоторых школьников подчиняться требованиям дисциплины, что те пытаются нарушить ход урока или вовсе его сорвать. Поэтому педагог старается пресечь подобные вещи строгим наказанием, тем самым вызывая возмущение школьников, считающих такое действие несправедливым. Так возникает конфликт интересов в школе.

Зачастую проблема заключается в неопытности преподавателя, формальном подходе к преподавательской деятельности и в целом несоответствии морально-нравственного облика профессии, особенно если учитель обижает ребенка в школе в силу личной неприязни.

Как помочь ребенку справиться с конфликтами в школе

Не рекомендуется активно вмешиваться, если ребенка обижают в школе, особенно в периоды возрастных кризисов, направленных на упрочнение самостоятельности ученика. Предложение помощи должно быть ненавязчиво: некоторые подростки остро реагируют на такие попытки, требуя не лезть в их личную жизнь.

Существует технология разрешения конфликтов в школе. Во многом она зависит от учителя, он формирует у детей навыки поведения в спорных ситуациях5. Ребята с помощью преподавателя осознают природу ссоры, осваивают стратегию поведения и варианты ее конструктивного разрешения. Благодаря этому статистика конфликтов в школе существенно снижается.

Медиативные технологии в разрешении конфликтов в школе также позволяют добиться лучшего взаимопонимания сторон. В этом случае в качестве нейтрального посредника (медиатора) создается школьная служба примирения, которая занимается восстановлением отношений участников конфликтных ситуаций и возмещением ущерба, причиненного из-за ссоры. Данная практика позволяет значительно снизить повторное возобновление конфликта.

Программа профилактики конфликтов в школе включает в себя формирование следующих навыков у детей:

  • эмпатии (сопереживания);
  • оценивать поступки, а не личность;
  • четко формулировать и высказывать свое мнение;
  • управлять эмоциями;
  • быть готовым самостоятельно улаживать разногласия.

Профилактика конфликтов практикуется в должной мере не в каждой школе. Если подобной работы не производится, при постоянных проблемах с одноклассниками и педагогом лучше перевести ребенка в другое учебное заведение.

Урегулирование конфликта в такой школе, конечно, возможно. Однако если ссоры, насмешки, а то и драки стали носить регулярный характер, стоит подыскать более здоровый и адекватный социум, где подобных явлений не наблюдается в принципе. Их наличие — сам по себе яркий показатель, что способы разрешения конфликтов в данной школе не отработаны.

Как помочь ребенку справиться с переживаниями 

Мы рассмотрели, какие конфликты бывают в школе. Хотя у них имеются различия, есть и сходство: все они отражаются на душевном состоянии ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей, а не характера самой спорной ситуации.

Психологические особенности конфликтов в школе примечательны тем, что одни дети не испытывают особых душевных терзаний даже при серьезных ссорах в школе, у других же стресс может вызвать совершенно безобидная подколка от одноклассника или учителя.

Многие причины для обид нивелируются, если их просто не принимать близко к сердцу. Сложно задеть уверенного в себе человека, гораздо легче — психически слабого, с высоким уровнем тревожности и мнительности. Это особая практика, которой учат пользоваться специалисты.

Помимо психологических упражнений, справиться с переживаниями позволяют медицинские средства, перед их применением, нужно проконсультироваться со специалистом. Он сможет назначить подходящий препарат, например Тенотен детский.

Данный противотревожный препарат показан для приема детьми от трех лет. Средство не вызывает сонливости и привыкания, облегчает процесс адаптации к школе, позволяет лучше справляться с психоэмоциональными нагрузками, в частности, при разрешении всевозможных конфликтов.

Инструкция по применению указывает, что это лекарство предназначено для курсового использования. Схема приема включает в себя употребление 1–3 таблеток в день в течение 1–3 месяцев (по назначению специалиста курс можно продлить до полугода или повторить через 1–2 месяца).

Форма выпуска противотревожного препарата Тенотен детский — таблетки для рассасывания. Их не требуется запивать, они обладают сладковатым вкусом и нравятся детям. В некоторых случаях Тенотен детский можно растворить в небольшом количестве кипяченой воды комнатной температуры.

Список литературы:

  1. Мачехина О.П. Проблемы адаптации в школе как источник конфликтов. Современные проблемы науки и образования. 2013.
  2. Семенцова Е.И. Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры. Педсовет. 2023.
  3. Попова О.С. Конфликт между учениками в классе... Молодой ученый. 2015.
  4. Акинин М.Д. Конфликт «учитель — ученик». Юный ученый. 2016.
  5. Мухина, Е.С. Особенности проявления конфликтных ситуаций в школе. Молодой ученый. 2014.