Проблемы детей в школе

Опубликовано: 21.08.2023
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Наверное, нет такого ученика, у которого обучение в школе всегда проходило бы гладко. Даже у одаренных детей-отличников школьное обучение сопровождается определенными трудностями. В большинстве случаев ребенок преодолевает их. Однако некоторые проблемы могут привести к низкой успеваемости, психоэмоциональным расстройствам, и даже к телесным заболеваниям1.

С чем сталкивается ребенок во время обучения

Школьные проблемы можно сгруппировать по 3 основным критериям:

  1. Усвоение школьной программы.
  2. Контакты с одноклассниками или с другими учащимися школы.
  3. Взаимоотношения с учителями2.

11 лет обучения в школе — это большой временной промежуток для детско-юношеского возраста. За это время беспомощный первоклашка становится почти взрослым человеком, который стоит на пороге взрослой жизни. Время обучения в школе можно разделить на 3 важных периода: младшие, средние и старшие классы. В каждом из них психологические проблемы имеют специфику.

Младшие классы

Младший школьный возраст длится с 6 ­– 7 лет до 10 – 11 лет и соответствует 1 – 4 классам общеобразовательной школы. В это время основной проблемой становятся трудности, связанные с адаптацией ребенка к школе и обретением самостоятельности. Причем, сложности могут проявиться буквально сразу же после того, как маленький человек переступил школьный порог:

  • Дети идут в школу, не имея навыков общения с одноклассниками и учителями. Особенно трудно тем, кто до школы не посещал ясли или детсад. Готовность такого ребенка к обучению в школе низкая.
  • Дети с интересом познают окружающий мир, но плохо усваивают нормы поведения. Многие не понимают, почему во время урока нельзя встать и прогуляться, и все 45 минут нужно сидеть неподвижно.
  • Темперамент у детей разный. Одни дети слишком активны, другие, наоборот, в незнакомой обстановке испуганы и подавлены. Поэтому зачастую робкого и не уверенного в себе ребенка обижают задиристые одноклассники.
  • Нынешние школьники буквально с пеленок знакомятся со смартфонами, планшетами и прочими гаджетами. Поэтому у многих развивается хорошая зрительная память. Но вот с восприятием информации на слух дела обстоят не так хорошо. С этим связаны проблемы при обучении современных детей в школе, когда трудно осмысливать и запоминать, что говорит на уроке учитель.
  • Современные образовательные требования часто бывают завышены. Например, ребенок должен уже перед школой уметь читать, писать и считать, в то время как его родители обучались этому в 1 классе. Учителя нередко дают сложные задания, а учебники бывают не совсем понятными. Все это затрудняет усвоение материала.
  • Из-за сложностей ученик не может самостоятельно выполнить домашние задание, и ему на помощь приходят родители. Но эта помощь часто выливается в конфликт. Родители кричат, ругают, критически высказываются об умственных способностях ребенка. В итоге появляется страх, падает самооценка, появляется ощущение собственной неполноценности.
  • Зачастую учителя относятся к ученикам предвзято. Они буквально с первых дней обучения сортируют детей на «хороших отличников» и «плохих двоечников». Как нетрудно догадаться, такое деление не всегда объективно. Дети интуитивно чувствуют несправедливость и остро реагируют на нее. У одних протест выражается в плохой дисциплине, у других — в игнорировании школьных заданий.

Следствием перечисленных причин становятся низкая успеваемость и негативные эмоции: разочарование, подавленность и неуверенность. Хотя в ряде случаев усилия со стороны родителей и добросовестных учителей помогают побороть страх перед усвоением новой информации и улучшить успеваемость3. Но чаще всего ученик проходит обучение в начальной школе и переходит в следующий, 5 класс уже с определенным багажом проблем.

Средние классы

Средний школьный возраст длится с 11 – 12 до 14 – 15 лет, и приходится на 5 – 7 классы обучения. В это время проблем прибавляется, и они становятся более серьезными4. Вот с чем сталкивается ученик при переходе с 4 в 5 класс:

  • Увеличилось количество предметов. Соответственно, надо усваивать больше информации.
  • Материал усложняется, при этом темы становятся все больше связаны между собой. Запнулся на каком-то этапе, что-то упустил — и в дальнейшем наверстать очень сложно, порой без помощи репетиторов даже невозможно. После таких неудач успеваемость резко катится вниз. Такие проблемы могут появиться даже у одаренных детей.
  • Ранее все предметы преподавал один человек, первая учительница. Отныне — сколько предметов, столько и учителей. Каждый учитель преподает в нескольких параллелях, и перед ним за день проходит большое количество школьников. Он не может, как учителя младших классов, уделять внимание каждому ученику.
  • В свою очередь, у каждого учителя свои особенности характера и преподавания. Ученику порой трудно приспособиться к ним. Из-за этого он испытывает психологический стресс.
  • На средний школьный возраст приходится начало полового созревания. Из-за изменения гормонального фона меняется психика подростка и его манера поведения. Например, подростки начинают вести себя вызывающе в отношении старших — учителей и родителей. Они могут совершать нелогичные поступки, драться, организовывать травлю в отношении одноклассников.

Некоторые родители, вместо того чтобы разобраться в возрастной психологии ребенка и поддержать его, пытаются не замечать неадекватное поведение, или даже поощряют его. В итоге психологические проблемы только усугубляются.

Взрослые должны знать, что за внешней агрессией и неадекватностью скрывается беззащитная психика ребенка, который остался наедине со своими страхами. И долг взрослых — помочь ему обрести душевное равновесие.

Старшие классы

Старший школьный возраст приходится на 8 – 11 классы. Основные проблемы у старшеклассников связаны с выбором профессии5.

Большинство подростков определяются с направлением жизненного пути только к окончанию школы, но задумываться и переживать о будущем начинают уже сейчас. Неопределенность приводит к душевному дискомфорту и ощущению тревоги.

На этом фоне возникают различные психологические конфликты – например, с родителями, которые настоятельно советуют, или даже заставляют сына или дочь выбрать профессию не по душе. Конфликт может возникнуть и с самим собой, например – если старшеклассник стоит перед выбором: идти куда хочется, или туда, где больше финансовых и карьерных перспектив.

Обратная проблема: те, кто к старшим классам уже определились с будущей специальностью, взваливают на себя дополнительную учебную нагрузку. Чтобы поступить в выбранное учебное заведение, они вынуждены углубленно изучать ряд предметов. Усвоение дополнительной информации вызывает стресс, из-за чего может возникать ощущение общей тревоги и неуверенности, страха перед будущим.

Эмоции и их последствия

Все перечисленные проблемы в школе сопровождаются эмоциональными переживаниями, ощущением неуверенности и разочарования, тревогой и страхом. Испытывать такие эмоции часто и подолгу – опасно и с психологической, и с физиологической точки зрения. Длительные переживания могут сформировать фобии и расстройства, которые станут преградой на пути к будущему успеху, и даже вылиться в хронические болезни.

Вы наверняка слышали фразу «все болезни – от нервов». И это действительно во многом так. Отрицательные эмоции запускают процессы возбуждения в головном мозге, заставляя нервную систему работать в непривычном ей режиме. Сбои в работе нервных импульсов приводят к заболеваниям разных систем организма: проявляются сердечно-сосудистые болезни, нарушения обмена веществ. При этом, многие из них закладываются еще в детско-юношеские годы.

Как помочь ребенку со школьными проблемами и трудностями

Для того чтобы преодолеть проблемы, нужны объединенные усилия – со стороны преподавателей, родителей и самого ребенка. Психологи и врачи рекомендуют разнообразить виды активной внеурочной жизни и отдыха – подключать спорт, туризм, занятия в кружках, усиливать общение по интересам. В сложных случаях справиться с трудностями и уйти от негативных эмоций помогут психолог и психотерапевт.

Позитивное действие оказывает и медикаментозная поддержка. Существуют препараты, целенаправленно действующие на детскую и юношескую эмоциональную сферу. Они могут помочь смягчить эмоциональные переживания, связанные с трудностями, устранить признаки тревоги и стресса.

Один из медикаментов — Тенотен детский. Активный компонент этого средства нормализует процессы возбуждения в головном мозге, тем самым помогая справиться с отрицательными эмоциями и повысить уверенность в себе. Благодаря улучшению мозговой деятельности облегчается усвоение новой информации.

Лекарство выпускается в таблетках для рассасывания, и предназначено для детей любого возраста, начиная с 3 лет. Рекомендуемая схема приема: по 1 таблетке 1 – 3 раза в день или по 2 таблетки 2 раза в день. В инструкции по применению указан курс приема длительностью от 1 – 3 месяцев, который может быть продлен до 6 месяцев.

Этот противотревожный препарат не вызывает сонливость и заторможенность. Поэтому его можно принимать перед занятиями в школе.

Список литературы

  1. Ивин А.А. Глобальные проблемы. Философия: энциклопедический словарь. 2004 г.
  2. Усова А.В. Проблемы современной системы школьного образования.
  3. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. 2009 г.
  4. Пермякова М.Е. Психологические аспекты трудностей учения в школе. 2015.
  5. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками.