Детские возрастные кризисы

Опубликовано: 05.03.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Развитие ребенка не идет в одном и том же темпе — это скачкообразный процесс. Более-менее стабильное течение в нем сменяется периодами выраженных изменений в детском организме, происходящих за относительно короткое время. Такие непродолжительные, но бурно протекающие периоды называют кризисными. Внешние проявления кризиса — это рост тела в длину, увеличение мышечной массы, укрепление костей скелета.

В это же время изменяется характер, формируются навыки самообслуживания, взаимоотношения с окружающими. Таким образом, возрастные кризисы в жизни ребенка не являются чем-то ненормальным: каждый такой период указывает на взросление. Тем не менее, в это время возрастает нагрузка на детский организм, и он становится уязвимым к действию внешних неблагоприятных факторов. Из-за этого возрастает риск телесных и инфекционных заболеваний.

Не стоит забывать и о детской психике — в периоды кризисов она особенно ранима. Полученные в это время психологические травмы негативно сказываются на формировании личности, и могут наложить отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь1. Чтобы помочь ребенку, важно знать, как протекают детские кризисы по возрастам.

Кризис новорожденности

С кризиса начинается наша жизнь. Акт родов — ключевой этап, когда находящийся в материнской утробе плод становится новорожденным. До этого момента все необходимое мы получаем от мамы вместе с кровью, притекающей через пуповину — кислород, питательные вещества, иммунные антитела. Назад таким же путем, через пуповинные сосуды, мама забирает все ненужное — углекислый газ, продукты жизнедеятельности.

После того как пуповина пережата, непосредственная связь с материнским организмом утрачивается. С этого времени многое приходится делать самому: дышать, принимать и переваривать пищу, выделять мочу. При такой кажущейся физиологической самостоятельности новорожденный ребенок остается беспомощным и нуждается в заботе взрослых, прежде всего, мамы. Навыки коммуникации, взаимоотношения с окружающими, еще не сформированы, и обслуживать себя он не может.

В этих противоречиях заключаются особенности кризиса периода новорожденности, который длится 4 недели. В это время малыш наиболее восприимчив к инфекционным заболеваниям. У многих детей отмечаются пищеварительные расстройства с неустойчивым стулом и вздутием живота, незначительной потерей массы тела. Возбуждение нервной системы под действием внешних раздражителей, звука и света, проявляется громкими частыми криками ребенка. Кризисная ситуация усугубляется, если были осложненные роды или малыш по каким-то причинам не получает материнское молоко.

Кризис 1 года

Было бы ошибкой считать, что кризис наступает именно в 1 год — нередко он начинается на 1–2 месяца раньше или позже. То же самое касается других переломных возрастных промежутков.

Кризис первого года приобретает не только физиологический, но и социальный характер. К этому времени у ребенка уже появляются зачатки речи. Вместе с тем, то, что он лопочет, непонятно окружающим. Малыш начинает ходить, и может приближаться к интересующим его предметам. Но при этом дальность ходьбы ограничена, и многие желанные объекты по-прежнему остаются недосягаемыми. Уже в этом возрасте ребенок начинает осознавать свою зависимость от взрослых. Отсюда и привязанность к родителям, особенно к маме. Вместе с тем, самый любимый человек часто ограничивает свободу действий: не разрешает идти туда, где интересно, брать в руки то, что хочется. Простой пример: многие годовалые дети склонны совать в рот посторонние примеры — получаемые при этом ощущения помогают познавать окружающий мир. Но по понятным причинам взрослые стараются этого не допускать.

На основе противоречий между желаемым и разрешаемым у малыша развивается психологический конфликт. Он проявляется капризным поведением с криками и плачем. Иногда дети становятся агрессивными — стараются ударить или укусить взрослых, бросить в них какой-нибудь предмет.

Кризис 3 лет

Уже в раннем детстве малыш осознает себя как личность и стремится к самостоятельности. Между тем, в это время он еще остается эмоционально незрелым, и навыки взаимоотношения с окружающими до конца не сформированы. Отсюда и кризисные противоречия. Они проявляются негативным поведением: малыш делает все назло взрослым. Он отказывается ложиться в кровать, даже если хочет спать, или брать в руки игрушки, даже если они интересны.

Взаимоотношения со сверстниками в это время тоже нередко сопровождаются проблемами. Малышу интересно с другими детьми, но с ними часто возникают ссоры.

Еще один признак кризиса трех лет – детская “ложь”. В трехлетнем возрасте у детей развито воображение, но граница между реальностью и вымыслом размыта. Поэтому они часто говорят неправду.

Кризис 7 лет

Этот кризис может начаться даже на год раньше: он напрямую связан с началом обучения, а детей часто отдают в школу с 6 лет.

В это время ребенок попадает в новое, до конца непонятное и поэтому тревожное место — в школьный класс. Игрушки уходят на задний план, и нужно постоянно учиться новому: читать, писать, считать. Овладение этими навыками помогает ощутить себя взрослым, самоутвердиться. Однако сложные и не всегда понятные правила счета и письма вызывают закономерные трудности. Они отражаются на детской психике.

Психологическая проблема усугубляется из-за критики учителей или порицания родителей при плохих оценках. Дополнительные причины возникновения кризиса в этом возрасте обусловлены взаимоотношениями со сверстниками: в тесном классном коллективе у каждого ребенка свой темперамент, опыт, привычки, особенности характера.

Кризис 13 лет

Отличительная черта кризиса подросткового возраста: в значительной степени он связан с физиологией. В эти годы происходит бурный гормональный всплеск. Он сопровождается изменениями в сердечно-сосудистой системе, органах дыхания, опорно-двигательном аппарате. У мальчиков и девочек начинают формироваться вторичные половые признаки. Появляются симпатии к противоположному полу.

Помимо этого, гормональная перестройка проявляется изменениями психики. Дети в этом возрасте стремятся показать, что они уже взрослые, самостоятельные. Больше внимания уделяется внешнему виду. Наряду с этими позитивными изменениями у подростков часто отмечаются бурные перепады настроения: от эйфории до подавленности. На фоне эмоциональной неустойчивости могут возникать конфликты со сверстниками, родителями, учителями.

Кризис 17 лет

В этом возрасте гормональная перестройка организма продолжается, и эмоциональная нестабильность сохраняется. Для того чтобы утвердиться в собственных глазах, многие стараются выглядеть оригинально, «не как все». Появляется броская одежда, манерное поведение с вычурными жестами и мимикой. Влечение к противоположному полу усиливается.

Половой аспект сочетается с социальным. И юноши, и девушки стремятся занять свое место в жизни. У мальчиков это связано с выбором профессии, поступлением в ВУЗ, дальнейшей работой. У многих девочек образование тоже не на последнем месте, помимо этого боязнь неправильного выбора жизненного пути, неудач в личной жизни часто порождает немотивированную тревогу, приводит к заниженной самооценке2.

Как помочь ребенку справиться с кризисами

Антикризисные действия зависят от возраста ребенка:

  • В период новорожденности все сводится к материнскому уходу и квалифицированной помощи специалиста.
  • С годовалым ребенком родители должны налаживать речевой контакт. Безапелляционные запреты недопустимы: нужно объяснять их малышу. Категорически неприемлемы крики, грубое обращение, шлепки.
  • В раннем детстве – возрасте трех лет – нужно искать баланс в воспитании: от частых наказаний толку мало, но и потакать ребенку, идти на поводу и все ему разрешать, не стоит. Чтобы легче справиться с кризисом можно использовать развивающие и ролевые игры.
  • К ребенку школьного возраста нужно относиться как к личности. Оскорбления, унижения и грубая критика недопустимы. Детей нужно мягко контролировать, но не ограничивать в свободе.
  • От родителей подростков требуется максимум терпения. В это время важно доверительное общение. Участие в жизни ребенка не должно сочетаться с его подавлением. Спорт помогает стабилизировать подростковую психику. С этой же целью проводят занятия с детским психологом.
  • Старшеклассникам от родителей нужна моральная поддержка. Для того чтобы справиться с тревогой и обрести уверенность в себе может потребоваться квалифицированная психологическая помощь3.

Бороться с кризисом помогают фармацевтические препараты, улучшающие переносимость психоэмоциональных нагрузок. Их может назначить специалист. Один из таких препаратов — Тенотен детский в таблетках. В качестве активного вещества это средство содержит компонент, улучшающий функции головного мозга. Прием лекарства способствует смене негативных эмоций на позитивные, снижению раздражительности, подавленности и тревоги. А еще этот противотревожный препарат стимулирует мышление, помогая лучше усваивать школьный материал.

Таблетки держат во рту до полного рассасывания или растворяют в небольшом количестве кипяченой воды комнатной температуры . Инструкция по применению рекомендует принимать по 1 – 3 таблетки. Курс приема длится 1 – 3 месяца. По назначению специалиста его можно продлить до полугода или повторить через 1 – 2 месяца. Таблетки для рассасывания Тенотен детский можно принимать с трехлетнего возраста.


Список литературы:

  1. Шакирова Д.М., Гильманова А.Ф. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-krizisy-u-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta?ysclid=lsllau8470514546239 (дата обращения: 14.02.2024)
  2. Катеринина А. А. Психология подросткового возраста. Учебное пособие. 2015. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/13228/1/32882_20170117.pdf?ysclid=lslld07thj525593697 (дата обращения: 14.02.2024)
  3. Сладкова Ю.Д. Кризисы детского возраста и их преодоление. Северо—Кавказский психологический вестник. №2. 2023:15-27. DOI: https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.2.2