Развитие ребенка не идет в одном и том же темпе — это скачкообразный процесс. Более-менее стабильное течение в нем сменяется периодами выраженных изменений в детском организме, происходящих за относительно короткое время. Такие непродолжительные, но бурно протекающие периоды называют кризисными. Внешние проявления кризиса — это рост тела в длину, увеличение мышечной массы, укрепление костей скелета.
В это же время изменяется характер, формируются навыки самообслуживания, взаимоотношения с окружающими. Таким образом, возрастные кризисы в жизни ребенка не являются чем-то ненормальным: каждый такой период указывает на взросление. Тем не менее, в это время возрастает нагрузка на детский организм, и он становится уязвимым к действию внешних неблагоприятных факторов. Из-за этого возрастает риск телесных и инфекционных заболеваний.
Не стоит забывать и о детской психике — в периоды кризисов она особенно ранима. Полученные в это время психологические травмы негативно сказываются на формировании личности, и могут наложить отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь1. Чтобы помочь ребенку, важно знать, как протекают детские кризисы по возрастам.
С кризиса начинается наша жизнь. Акт родов — ключевой этап, когда находящийся в материнской утробе плод становится новорожденным. До этого момента все необходимое мы получаем от мамы вместе с кровью, притекающей через пуповину — кислород, питательные вещества, иммунные антитела. Назад таким же путем, через пуповинные сосуды, мама забирает все ненужное — углекислый газ, продукты жизнедеятельности.
После того как пуповина пережата, непосредственная связь с материнским организмом утрачивается. С этого времени многое приходится делать самому: дышать, принимать и переваривать пищу, выделять мочу. При такой кажущейся физиологической самостоятельности новорожденный ребенок остается беспомощным и нуждается в заботе взрослых, прежде всего, мамы. Навыки коммуникации, взаимоотношения с окружающими, еще не сформированы, и обслуживать себя он не может.
В этих противоречиях заключаются особенности кризиса периода новорожденности, который длится 4 недели. В это время малыш наиболее восприимчив к инфекционным заболеваниям. У многих детей отмечаются пищеварительные расстройства с неустойчивым стулом и вздутием живота, незначительной потерей массы тела. Возбуждение нервной системы под действием внешних раздражителей, звука и света, проявляется громкими частыми криками ребенка. Кризисная ситуация усугубляется, если были осложненные роды или малыш по каким-то причинам не получает материнское молоко.
Было бы ошибкой считать, что кризис наступает именно в 1 год — нередко он начинается на 1–2 месяца раньше или позже. То же самое касается других переломных возрастных промежутков.
Кризис первого года приобретает не только физиологический, но и социальный характер. К этому времени у ребенка уже появляются зачатки речи. Вместе с тем, то, что он лопочет, непонятно окружающим. Малыш начинает ходить, и может приближаться к интересующим его предметам. Но при этом дальность ходьбы ограничена, и многие желанные объекты по-прежнему остаются недосягаемыми. Уже в этом возрасте ребенок начинает осознавать свою зависимость от взрослых. Отсюда и привязанность к родителям, особенно к маме. Вместе с тем, самый любимый человек часто ограничивает свободу действий: не разрешает идти туда, где интересно, брать в руки то, что хочется. Простой пример: многие годовалые дети склонны совать в рот посторонние примеры — получаемые при этом ощущения помогают познавать окружающий мир. Но по понятным причинам взрослые стараются этого не допускать.
На основе противоречий между желаемым и разрешаемым у малыша развивается психологический конфликт. Он проявляется капризным поведением с криками и плачем. Иногда дети становятся агрессивными — стараются ударить или укусить взрослых, бросить в них какой-нибудь предмет.
Уже в раннем детстве малыш осознает себя как личность и стремится к самостоятельности. Между тем, в это время он еще остается эмоционально незрелым, и навыки взаимоотношения с окружающими до конца не сформированы. Отсюда и кризисные противоречия. Они проявляются негативным поведением: малыш делает все назло взрослым. Он отказывается ложиться в кровать, даже если хочет спать, или брать в руки игрушки, даже если они интересны.
Взаимоотношения со сверстниками в это время тоже нередко сопровождаются проблемами. Малышу интересно с другими детьми, но с ними часто возникают ссоры.
Еще один признак кризиса трех лет – детская “ложь”. В трехлетнем возрасте у детей развито воображение, но граница между реальностью и вымыслом размыта. Поэтому они часто говорят неправду.
Этот кризис может начаться даже на год раньше: он напрямую связан с началом обучения, а детей часто отдают в школу с 6 лет.
В это время ребенок попадает в новое, до конца непонятное и поэтому тревожное место — в школьный класс. Игрушки уходят на задний план, и нужно постоянно учиться новому: читать, писать, считать. Овладение этими навыками помогает ощутить себя взрослым, самоутвердиться. Однако сложные и не всегда понятные правила счета и письма вызывают закономерные трудности. Они отражаются на детской психике.
Психологическая проблема усугубляется из-за критики учителей или порицания родителей при плохих оценках. Дополнительные причины возникновения кризиса в этом возрасте обусловлены взаимоотношениями со сверстниками: в тесном классном коллективе у каждого ребенка свой темперамент, опыт, привычки, особенности характера.
Отличительная черта кризиса подросткового возраста: в значительной степени он связан с физиологией. В эти годы происходит бурный гормональный всплеск. Он сопровождается изменениями в сердечно-сосудистой системе, органах дыхания, опорно-двигательном аппарате. У мальчиков и девочек начинают формироваться вторичные половые признаки. Появляются симпатии к противоположному полу.
Помимо этого, гормональная перестройка проявляется изменениями психики. Дети в этом возрасте стремятся показать, что они уже взрослые, самостоятельные. Больше внимания уделяется внешнему виду. Наряду с этими позитивными изменениями у подростков часто отмечаются бурные перепады настроения: от эйфории до подавленности. На фоне эмоциональной неустойчивости могут возникать конфликты со сверстниками, родителями, учителями.
В этом возрасте гормональная перестройка организма продолжается, и эмоциональная нестабильность сохраняется. Для того чтобы утвердиться в собственных глазах, многие стараются выглядеть оригинально, «не как все». Появляется броская одежда, манерное поведение с вычурными жестами и мимикой. Влечение к противоположному полу усиливается.
Половой аспект сочетается с социальным. И юноши, и девушки стремятся занять свое место в жизни. У мальчиков это связано с выбором профессии, поступлением в ВУЗ, дальнейшей работой. У многих девочек образование тоже не на последнем месте, помимо этого боязнь неправильного выбора жизненного пути, неудач в личной жизни часто порождает немотивированную тревогу, приводит к заниженной самооценке2.
Антикризисные действия зависят от возраста ребенка:
Бороться с кризисом помогают фармацевтические препараты, улучшающие переносимость психоэмоциональных нагрузок. Их может назначить специалист. Один из таких препаратов — Тенотен детский в таблетках. В качестве активного вещества это средство содержит компонент, улучшающий функции головного мозга. Прием лекарства способствует смене негативных эмоций на позитивные, снижению раздражительности, подавленности и тревоги. А еще этот противотревожный препарат стимулирует мышление, помогая лучше усваивать школьный материал.
Таблетки держат во рту до полного рассасывания или растворяют в небольшом количестве кипяченой воды комнатной температуры . Инструкция по применению рекомендует принимать по 1 – 3 таблетки. Курс приема длится 1 – 3 месяца. По назначению специалиста его можно продлить до полугода или повторить через 1 – 2 месяца. Таблетки для рассасывания Тенотен детский можно принимать с трехлетнего возраста.
Список литературы: