Хорошо, когда ученик ходит в одну и ту же школу с первого по выпускной класс. Тогда и одноклассники становятся старыми добрыми друзьями, и учительница — как вторая мама. Но не всем везет: у кого-то переезд, приходится искать новое учебное заведение, кому-то школа показалась слишком слабой, а где-то необходимо менять место по причине травли, организованной другими учениками. Причин много, а вопрос один — как перевести ребенка в другую школу максимально безболезненно для его психики? Ответим в этой статье.
Причины перевода в другую школу бывают разные. В числе пяти основных1:
Конечно, есть и другая причина смены школы, которая не зависит от желания ученика: когда обстоятельства вынуждают семью переезжать в другой город или в другую часть населенного пункта и приходится искать место учебы поближе.
Стоит ли переводить ребенка в другую школу без особой необходимости — решать родителям. Но надо знать, что смена учебного заведения служит серьезным стресс-фактором для ученика2.
Ребенок может быть против перевода в другую школу, поскольку боится, что новый класс его не примет, что он останется в одиночестве, расставшись со старым привычным кругом общения.
Смена обстановки способна вызвать чувство тревожности даже у взрослых, что говорить о детях. Ребенку будет сложно без хорошей поддержки родителей. Если вы сами сомневаетесь в своих силах, стоит обратиться к специалистам, которые подскажут, как правильно перевести ребенка в другую школу3.
Перед сменой школы стоит поговорить по душам с ребенком, выяснить, что беспокоит его, какие он испытывает чувства. Пусть он видит, что вы неравнодушны к его тревожности, что вы понимаете его состояние и готовы протянуть руку помощи.
Также не мешает для начала вместе с ребенком посетить новое учебное заведение в формате небольшой экскурсии, посмотреть классные комнаты, столовую, спортзал. Часто дети просто не до конца осознают, какие возможности скрывает школа, какие там имеются дополнительные секции и кружки. Вместе с родителем ему будет проще получить всю информацию. Чем больше он узнает о месте своей учебы, тем лучше.
Проявите участие, обсудите с ребенком процесс заведения новых знакомств, научите проявлять в этом деле инициативу, быть открытым и доброжелательным. Помогите на первых порах в освоении школьной программы — пусть с самого начала он покажет себя сильным и способным учеником.
Также необходима поддержка нового классного руководителя, который играет ведущую роль в адаптации ребенка к новым условиям учебного процесса. Зная возрастные особенности своего класса, он способен максимально эффективно расположить ребят к новичку.
Оптимальное время для смены школы — начало нового учебного года. В таком случае ребенку, который перешел в новый класс, будет проще влиться в коллектив. Поскольку остальные ребята только вернулись после долгих каникул, они сами еще нуждаются в небольшой адаптации к школьной жизни. И в некоторой степени будут на равных с только что пришедшим в класс человеком.
Также в это время в классе могут появиться другие новички, внимание не будет сосредоточено на одном ученике.
Надо подготовиться к первому знакомству с классом и учителем. Для этого4:
Адаптация в новой школе может сопровождаться как объективными трудностями в виде проблем с коллективом, освоением незнакомого учебного материала, так и субъективными, касающимися необоснованных страхов и тревог ученика. Особенно если был неприятный опыт в прошлом учебном заведении.
В первом случае следует обратиться за помощью к педагогу. Если ребенок перешел в другую школу, именно учитель лучше всего знает, как помочь новичку быстрее адаптироваться. Учитель проводит личную беседу с новеньким, рассказывает о правилах в новой школе, вкратце характеризует детей из его класса. Он должен дать понять ребенку, что тот может обратиться к нему при любой сложной ситуации, возникшей в процессе адаптации. Важно еще указать, что содержание личных бесед всегда будет оставаться только между ними.
Хорошо, если классный руководитель также обстоятельно поговорит с родителями новичка: и в целях знакомства, и в качестве средства получения более подробной информации о ребенке. Это поможет узнать об особенностях его характера, сильных сторонах, увлечениях, интересах. В дальнейшем на основе полученных сведений выстраивается работа с учеником.
Преподаватель должен представить новичка одноклассникам в положительном ключе, следить за хорошим отношением к нему ребят и при необходимости своевременно пресекать негативную реакцию.
Если помимо объективных трудностей есть нормальные для этого процесса проявления стресса, родители не должны стесняться обращаться к специалисту за психологической помощью. Тот профессионально построит доверительную беседу с ребенком, в ходе которой выяснит, что именно его беспокоит, предложит методики, помогающие преодолеть страх и тревожность. Кроме того, специалист может назначить прием специальных средств, способствующих укреплению нервной системы и улучшающих ее устойчивость к стрессам. В частности, такими свойствами обладает Тенотен детский.
Этот противотревожный препарат предназначен для снятия беспокойства и волнения, которые возникают у ребенка в разных кризисных ситуациях, в том числе и в первые дни пребывания в новой школе.
Средство помогает справляться с высокими психоэмоциональными нагрузками, способствует лучшей адаптации в новом коллективе.
Тенотен детский представляет из себя таблетки для рассасывания с приятным вкусом: такая форма выпуска не требует запивания водой.
Лекарство используют в курсовой терапии. Инструкция по применению содержит рекомендацию, исходя из которой средство надо принимать в течение 1–3 месяцев по одной таблетке 1–3 раза в день вне приема пищи.
Специалист также может составить индивидуальную схему приема вашему ребенку. При необходимости курс продлевается до шести месяцев, либо его можно продолжить спустя месяц или два после завершения первого.
Список литературы: