Развитие эмоционального интеллекта у детей

Опубликовано: 04.07.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Умение понимать эмоции и управлять ими часто недооценивают. При этом такая способность необходима для достижения успеха и построения гармоничных отношений. Ранний и средний возраст – это идеальное время не только чтобы закладывать необходимые знания и эмоции, но и развивать эмпатичную личность, которая находится «в контакте» с самим собой. Разберемся, почему так важно развивать эмоциональный интеллект и как это делать правильно.

Что такое эмоциональный интеллект

Простыми словами, эмоциональный интеллект – это совокупность навыков распознавания своих и чужих эмоций, мотивов, желаний, умение ими управлять и использовать с какой-то конкретной целью1.

Существует четыре компонента эмоционального интеллекта:

  • восприятие – распознавание своих эмоций и окружающих по поведению, выражению лица, жестам и другим признакам;
  • управление – навык контролировать, подавлять, побуждать и направлять эмоции, а также сознательно использовать их в зависимости от ситуации;
  • понимание – интерпретация причины, вызвавшей какую-то конкретную эмоцию, ее взаимосвязь с событиями;
  • использование – навык направлять чувства в нужное русло, их применение для решения задач.

Есть данные, что дети с высоким эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, более вовлечены в творческую деятельность, их отношения с друзьями и родственниками крепче2.

Особенности эмоционального интеллекта у детей

Составляющие эмоционального интеллекта (ЭИ) появляются у детей уже примерно с трех лет. Они начинают понимать, что у других людей есть чувства и мысли, которые отличаются от их собственных. С развитием эмоционального интеллекта дети дошкольного возраста учатся понимать сложные эмоции, например, предательство и разочарование.

Удобно рассматривать особенности ЭИ у детей по разным возрастным группам.

  1. Ранний возраст до трех лет.
    Малыши с рождения впитывают в себя информацию из окружающего мира. Они быстро учатся реагировать на эмоции мамы и папы, например, плачут, если слышат негативную интонацию.

  2. Дошкольники.
    В возрасте около трех лет ребенок начинает отделять себя от родителей и хочет стать самостоятельным. Ранее милый и спокойный малыш вдруг становится бунтарем и отрицает все привычные правила – не хочет надевать панаму, громко топает ногами и кричит: «Я сам!». В этот период малыш вступает в социальную среду и заводит новые знакомства вне семьи. Там он учится коммуникации и познает мир эмоций других людей.

  3. Младшие школьники.
    Дети старше 7 лет уже вполне способны проявлять эмпатию и эмоционально легко отзываются на происходящие события. Но в то же время они еще не совсем умеют управлять эмоциями и могут резко менять настроение. Свои и чужие эмоциональные проявления пока определяют незрело и не всегда верно.

  4. Подростки.
    Эмоциональный интеллект подростков продолжает формироваться. Они еще не всегда способны совладать с чувствами и не совсем умеют проявлять эмоции. Из-за гормональных скачков могут ощущать резкие перепады настроения и не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать эмоциональный интеллект ребенку

В жизни он будет сталкиваться с разными эмоциями – негативными и позитивными. Задача родителей – научить их понимать и справляться с ними. Вот несколько причин, почему важно развивать эмоциональный интеллект у ребенка:

  • это научит навыкам коммуникации – он сможет построить здоровые дружеские и в будущем любовные отношения;
  • позволит лучше разбираться в людях, распознавая их хорошие и плохие качества;
  • облегчит выстраивание отношений в классе и с учителем, поднимет успеваемость и продуктивность в учебе;
  • усилит качества лидера и уверенность в себе – эмоционально незрелые сверстники обычно тянутся к более сильной личности;
  • позволит мыслить быстрее, критически и здраво, правильно оценивать ситуацию и неординарные события. 

Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует развитию психологически здоровой личности. В будущем ребенок будет менее подвержен проблемам с психикой, у него будет выше шанс найти подходящего партнера и построить карьеру. Понимая чувство и эмоции окружающих, человек учится нести ответственность за свои действия и осознает их последствия. 

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Как выражается низкий уровень эмоционального интеллекта? На него указывают следующие признаки в поведении ребенка:

  • он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям;
  • не способен держать под контролем агрессию, раздражение или гнев, и не осознает, какие последствия понесет его несдержанность;
  • не идет на компромиссы – его не волнуют интересы окружающих;
  • не умеет называть свои чувства и говорить о них – он не может сказать, что ему грустно или обидно;
  • не способен просить и принимать помощь и поддержку от посторонних.

Когда понятие «эмоциональный интеллект» прочно вошло в психологическую практику, специалисты стали искать способ его измерить. Для этого разработали специальный коэффициент – EQ, по аналогии с IQ. Для диагностики эмоционального интеллекта создали специальные тесты. Для взрослых они содержат очень много вопросов, для детей созданы упрощенные варианты.

Вместе с тестом на эмоциональный интеллект для определения его уровня специалист предлагает ребенку сделать несколько упражнений:

  • рассмотреть картинку и описать эмоции героев, которые на ней изображены;
  • придумать историю к изображению;
  • нарисовать рисунок – по его характеру можно предположить качества личности.

После комплексного анализа специалист сможет сделать вывод о развитии ЭИ у ребенка, выявить его слабые стороны и дать родителям рекомендации.

Как развивать эмоциональный интеллект

В процессе общения с другими людьми, во время нахождения в социуме и в быту, ЭИ ребенка постоянно тренируется. Задача родителей – задать правильное направление развитию и подать позитивный личный пример. Вот несколько рекомендаций, которые помогут поддержать формирование эмоционального интеллекта.

  • Больше общения. Специалисты рекомендуют много разговаривать с ребенком с самого рождения. Болтайте обо всем на свете, рассказывайте сказки, читайте вместе стихи, пойте песенки.
  • Обсуждайте прочитанные книги или увиденные мультфильмы. Спросите у ребенка его мнение, почему герои поступили именно так, кто прав, а кто нет, и что бы он делал на месте главных героев.
  • Учите не прятать чувства и эмоции. Чтобы уметь с ними справляться, ребенок должен понимать, что он чувствует в данный момент. Постарайтесь не употреблять фразы «Не плачь! Мужчины не плачут!», «Не выдумывай!» и им подобные.
  • Не обесценивайте детские желания. Если ребенок отказывается выполнять что-то, не говорите: «Неважно, чего ты хочешь, просто надо сделать». Лучше скажите: «Я знаю, что у тебя нет желания, но иногда в жизни приходится делать то, что необходимо». 
  • Оценивайте только поступки. Если ребенок совершил проступок, говорите только о нем и чувствах, которые он у вас вызвал. Например: «Я очень расстроилась из-за того, что ты меня обманул» вместо «Мне за тебя стыдно, ты плохой и невоспитанный». 
  • Интересуйтесь своим ребенком. Спрашивайте о том, что он чувствует, обсуждайте прошедший день и события, которые происходили в школе или в детском саду. Так вы не только построите доверительные отношения, но и сможете дать совет.
  • Будьте честны. Не пытайтесь оградить малыша от всех бед: он должен понять, что мир несовершенен и иногда все случается не так, как хотелось бы. Лучше научите искать позитивные моменты, даже если кажется, что день был плохой.

Существуют игровые практики развития эмоционального интеллекта у детей.

  • «Что я чувствую».
    Распечатайте картинки со смайликами, которые отражают разные эмоции. Каждый день ребенок берет картинку, которая характеризует его настроение. Затем обсудите, почему именно этот смайлик он выбрал.

  • «Угадай эмоцию по голосу».
    Произносите фразы с разной интонацией, например, грустным голосом, а ребенок должен угадать, какое у вас настроение. Слова должны быть обыденными, например: «Сегодня я съел всю порцию каши в детском саду».

  • «Зеркало».
    Вы показываете эмоцию при помощи жестов и мимики, а ребенок пытается ее угадать. Затем игроки меняются ролями. 

Следует ли обращаться к специалисту

Ребенок с низким уровнем эмоционального развития не всегда умеет контролировать чувства, переводить в рациональную сферу неясные страхи и тревоги. Из-за этого даже не самый серьезный с объективной точки зрения повод может стать предметом долгих переживаний. Чтобы помочь справиться с беспочвенными тревогами, стоит обратиться к специалисту. Он научит ребенка переводить возникающие страхи и негативные эмоции из разряда неосознаваемых в осознанные, а затем и вовсе устранять. Также для помощи в борьбе с негативными эмоциями специалист может рекомендовать прием противотревожных препаратов. Один из них – Тенотен детский в таблетках для рассасывания.

Во время приема этого средства налаживается эмоциональный фон, снижается восприимчивость к стрессу и тревожность. А еще лекарство помогает справляться с раздражительностью, повышенной возбудимостью и нарушением поведения.

Таблетки для рассасывания не нужно запивать водой – они быстро растворяются во рту. Согласно инструкции по применению рекомендуется принимать по 1–3 таблетке в день, курс составляет до полугода, по назначению специалиста его можно продолжить после перерыва в 1–2 месяца. Тенотен детский разрешено принимать с трех лет.

Список литературы:

  1. Гиниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника. Universum: психология и образование. 2019. №2 (56). С.1.
  2. Горячева Е. С. Методы развития эмоционального интеллекта. E-Scio. 2023. №1 (76). С.1.