Умение понимать эмоции и управлять ими часто недооценивают. При этом такая способность необходима для достижения успеха и построения гармоничных отношений. Ранний и средний возраст – это идеальное время не только чтобы закладывать необходимые знания и эмоции, но и развивать эмпатичную личность, которая находится «в контакте» с самим собой. Разберемся, почему так важно развивать эмоциональный интеллект и как это делать правильно.
Простыми словами, эмоциональный интеллект – это совокупность навыков распознавания своих и чужих эмоций, мотивов, желаний, умение ими управлять и использовать с какой-то конкретной целью1.
Существует четыре компонента эмоционального интеллекта:
Есть данные, что дети с высоким эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, более вовлечены в творческую деятельность, их отношения с друзьями и родственниками крепче2.
Составляющие эмоционального интеллекта (ЭИ) появляются у детей уже примерно с трех лет. Они начинают понимать, что у других людей есть чувства и мысли, которые отличаются от их собственных. С развитием эмоционального интеллекта дети дошкольного возраста учатся понимать сложные эмоции, например, предательство и разочарование.
Удобно рассматривать особенности ЭИ у детей по разным возрастным группам.
Ранний возраст до трех лет.
Малыши с рождения впитывают в себя информацию из окружающего мира. Они быстро учатся реагировать на эмоции мамы и папы, например, плачут, если слышат негативную интонацию.
Дошкольники.
В возрасте около трех лет ребенок начинает отделять себя от родителей и хочет стать самостоятельным. Ранее милый и спокойный малыш вдруг становится бунтарем и отрицает все привычные правила – не хочет надевать панаму, громко топает ногами и кричит: «Я сам!». В этот период малыш вступает в социальную среду и заводит новые знакомства вне семьи. Там он учится коммуникации и познает мир эмоций других людей.
Младшие школьники.
Дети старше 7 лет уже вполне способны проявлять эмпатию и эмоционально легко отзываются на происходящие события. Но в то же время они еще не совсем умеют управлять эмоциями и могут резко менять настроение. Свои и чужие эмоциональные проявления пока определяют незрело и не всегда верно.
Подростки.
Эмоциональный интеллект подростков продолжает формироваться. Они еще не всегда способны совладать с чувствами и не совсем умеют проявлять эмоции. Из-за гормональных скачков могут ощущать резкие перепады настроения и не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
В жизни он будет сталкиваться с разными эмоциями – негативными и позитивными. Задача родителей – научить их понимать и справляться с ними. Вот несколько причин, почему важно развивать эмоциональный интеллект у ребенка:
Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует развитию психологически здоровой личности. В будущем ребенок будет менее подвержен проблемам с психикой, у него будет выше шанс найти подходящего партнера и построить карьеру. Понимая чувство и эмоции окружающих, человек учится нести ответственность за свои действия и осознает их последствия.
Как выражается низкий уровень эмоционального интеллекта? На него указывают следующие признаки в поведении ребенка:
Когда понятие «эмоциональный интеллект» прочно вошло в психологическую практику, специалисты стали искать способ его измерить. Для этого разработали специальный коэффициент – EQ, по аналогии с IQ. Для диагностики эмоционального интеллекта создали специальные тесты. Для взрослых они содержат очень много вопросов, для детей созданы упрощенные варианты.
Вместе с тестом на эмоциональный интеллект для определения его уровня специалист предлагает ребенку сделать несколько упражнений:
После комплексного анализа специалист сможет сделать вывод о развитии ЭИ у ребенка, выявить его слабые стороны и дать родителям рекомендации.
В процессе общения с другими людьми, во время нахождения в социуме и в быту, ЭИ ребенка постоянно тренируется. Задача родителей – задать правильное направление развитию и подать позитивный личный пример. Вот несколько рекомендаций, которые помогут поддержать формирование эмоционального интеллекта.
Существуют игровые практики развития эмоционального интеллекта у детей.
«Что я чувствую».
Распечатайте картинки со смайликами, которые отражают разные эмоции. Каждый день ребенок берет картинку, которая характеризует его настроение. Затем обсудите, почему именно этот смайлик он выбрал.
«Угадай эмоцию по голосу».
Произносите фразы с разной интонацией, например, грустным голосом, а ребенок должен угадать, какое у вас настроение. Слова должны быть обыденными, например: «Сегодня я съел всю порцию каши в детском саду».
«Зеркало».
Вы показываете эмоцию при помощи жестов и мимики, а ребенок пытается ее угадать. Затем игроки меняются ролями.
Ребенок с низким уровнем эмоционального развития не всегда умеет контролировать чувства, переводить в рациональную сферу неясные страхи и тревоги. Из-за этого даже не самый серьезный с объективной точки зрения повод может стать предметом долгих переживаний. Чтобы помочь справиться с беспочвенными тревогами, стоит обратиться к специалисту. Он научит ребенка переводить возникающие страхи и негативные эмоции из разряда неосознаваемых в осознанные, а затем и вовсе устранять. Также для помощи в борьбе с негативными эмоциями специалист может рекомендовать прием противотревожных препаратов. Один из них – Тенотен детский в таблетках для рассасывания.
Во время приема этого средства налаживается эмоциональный фон, снижается восприимчивость к стрессу и тревожность. А еще лекарство помогает справляться с раздражительностью, повышенной возбудимостью и нарушением поведения.
Таблетки для рассасывания не нужно запивать водой – они быстро растворяются во рту. Согласно инструкции по применению рекомендуется принимать по 1–3 таблетке в день, курс составляет до полугода, по назначению специалиста его можно продолжить после перерыва в 1–2 месяца. Тенотен детский разрешено принимать с трех лет.
Список литературы: