Приобретение самостоятельности – важный шаг в развитии малышей. Это качество начинает формироваться еще в возрасте 1,5–2 лет. Однако, взрослые, даже действуя из лучших побуждений, могут подавлять в детях инициативность и ответственность еще на начальном этапе формирования навыка.
Поговорим о том, как правильно развивать самостоятельность у детей и почему этот навык так важен.
Чаще всего основная причина отсутствия самостоятельности у ребенка – неправильное поведение родителей. Вот основные причины детской несамостоятельности:
Родителям, склонным к чрезмерной опеке, следует ограничить свое присутствие в рутинных ситуациях, требующих от ребенка четких действий и решений. Не стоит активно вмешиваться, если малыш разлил воду или не может завязать шнурки. Сначала стоит понять, действительно ли нужна ваша помощь, и в каком объеме – и дать ребенку возможность исправить ситуацию самостоятельно.
Самостоятельный ребенок больше уверен в своих силах и готов действовать, несмотря на возможные трудности. Этот навык формируется только через преодоление. Например, в первый раз мало кто из детей способен быстро надеть перчатки. Сначала это непросто, но постепенно ребенок справляется все лучше и лучше. Именно такой алгоритм формирует волевые качества, лежащие в основе ключевых особенностей характера.
Самостоятельность помогает развивать следующие черты личности:
Помимо самостоятельности как общего качества личности, в психологии существует отдельное понятие познавательной самостоятельности. Развитие этого навыка начинается еще в раннем детстве и может длиться всю жизнь. Термин означает в первую очередь стремление к самообразованию. В условиях стремительного технологического прогресса этот навык чрезвычайно важен для каждого сегодняшнего ребенка – без постоянного обучения ему будет сложно во взрослой жизни добиться профессиональных, карьерных и социальных успехов.
Поговорим о формировании самостоятельности у детей в разные возрастные периоды.
Первые проявления появляются в 1,5-2 года, когда у малыша начинается период «Я сам». Ребенок начинает осваивать навыки самообслуживания: учится есть, пить, одеваться и так далее. Он любопытен и с охотой познает окружающий мир. Важно поддерживать познавательную активность и предоставить малышу свободу в рамках разумного1. Следует поощрять попытки ребенка играть самостоятельно, прививать привычку самому раскладывать игрушки по местам.
В возрасте 3–5 лет наступает непростой период, когда ребенок начинает ощущать себя отдельной от взрослых личностью. Он «прощупывает» границы дозволенного: спорит, отстаивает свое мнение и желания. Ребенок уже многое делает самостоятельно: одевается, обувается, чистит зубы, складывает игрушки на место, и стремится расширить спектр своих навыков. В это время важно не подавить первые проявления самостоятельности. Поэтому следует обязательно допускать его к простой работе по дому, принимать помощь в бытовых ситуациях.
Например, в возрасте 3–5 лет ребенок вполне способен делать следующее:
Чтобы не погасить стремление к самостоятельности, предложите малышу выбрать несколько домашних дел, за которые он будет отвечать.
В возрасте 6–8 лет ребенок поступает в школу, и в зону его ответственности попадает новая обязанность – учеба. Самостоятельность школьника в освоении учебного процесса формируется постепенно. В начале он под контролем родителей учится собирать портфель и выполнять домашние задания, готовить форму для занятий физкультурой.
Перед взрослыми встает вопрос с уроками – нужно ли помогать ребенку, или пусть он все делает сам? Конечно, младшим школьникам поначалу необходим частичный контроль взрослых, поэтому проверять домашнее задание нужно. В дальнейшем помогать с уроками следует только тогда, когда ребенок сам об этом попросит.
Если школьник уже привык делать уроки вместе со взрослыми, как приучить ребенка к самостоятельности в учебе? Делать это нужно постепенно и с позитивным подкреплением. Часто дети не верят, что в состоянии сами справиться с задачей, поэтому им важна похвала и поддержка родителей. С 10–11 лет навыки самостоятельности в отношении школы еще больше расширяются – например, становится возможен самостоятельный уход ребенка из школы, если она расположена недалеко от дома.
К подростковому возрасту ребенок уже должен быть достаточно самостоятельным. Необходимо предоставлять ему достаточно свободы действий и возможностей принимать решения. Подросток начинает стремиться к социальному и личностному самоопределению, и ключевую роль для детей в этом возрасте играют возрастающая автономность и поддерживающая ее стабильно позитивная самооценка.
Развивая самостоятельность, подросток2:
Вот несколько советов, которые помогут родителям в воспитании самостоятельности у детей.
Чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни, не мешайте им проявлять инициативу. Будьте рядом, мягко направляйте, устанавливайте границы безопасности и помогайте, если ребенок об этом просит. Давайте все больше свободы с возрастом – это важное условие для развития личности растущего человека.
В процессе развития самостоятельности ошибки неизбежны. В эти моменты задача родителей – помочь ребенку справиться с переживаниями и стрессовыми ситуациями, которые могут возникать из-за неудач. На фоне стрессов у малышей и подростков повышается раздражительность, снижается обучаемость, страдают память и внимание, появляются головные боли, нарушается сон.
Чтобы нормализовать эмоциональный фон, улучшить переносимость психоэмоциональных нагрузок и развить учебные навыки специалисты рекомендуют противотревожные препараты, например, Тенотен детский. Активное вещество таблеток для рассасывания нормализует процессы возбуждения и торможения в головном мозге. Противотревожное действие лекарства не сопровождается сонливостью и заторможенностью ребенка.
О схеме приема средства и продолжительности курса лечения можно узнать из инструкции по применению.
Список литературы: