Ребенок плохо читает

Чтение – необходимый навык для ребенка. От умения читать напрямую зависит успеваемость в школе. Без этого навыка невозможно усвоить растущий объем информации по школьным предметам. Но иногда у детей возникают сложности с восприятием и воспроизведением текста. Почему ребенок не понимает, что читает, и как помочь справиться с проблемой плохого чтения?
Дислексия или почему ребенок плохо читает
Причин для медленного чтения много. Например, неправильный подход к обучению. Ребенок может не успеть усвоить материал, из-за этого неправильно воспроизводит текст: не умеет разбивать слово на слоги или наоборот, не научился складывать слоги в целые слова. Играет роль и словарный запас. Когда в тексте много незнакомых слов, ребенок путается и запинается.
Почему ребенок не понимает, что читает? Возможно, у него проблемы с концентрацией внимания. В таком случае страдает не только скорость и качество воспроизведения текста. Рассеянные дети забывают, о чем прочитали в начале абзаца и не могут пересказать прочитанное.
Но что делать, если у ребенка не получается хорошо читать даже при соблюдении рекомендаций? В современной литературе заболевание, при котором ребенок плохо читает, называется дислексия. Простыми словами, дислексия – это неспособность овладеть навыком чтения и письма. При этом такие дети обладают интеллектом и способностью к обучению не ниже, чем у сверстников, и у них нет нарушения слуха или зрения.
Симптомы дислексии – стойкие ошибки в чтении, которые не удается исправить:
- ребенок плохо читает по слогам, меняет их местами или воспроизводит наоборот;
- путается в буквах, пропускает или добавляет лишние;
- искажает произношение слов;
- не читает норму слов в соответствии с его возрастом;
- отказывается от чтения вслух;
- видит одно, но произносит другое;
- не замечает границы предложений;
- не понимает прочитанного и не может пересказать текст.
Причины дислексии
Точная причина дислексии до сих пор неизвестна. Считается, что эта особенность передается по наследству: у 49% детей родители имеют такую же проблему. Исследования головного мозга показали, что участки, отвечающие за чтение, у дислексиков работают иначе. К тому же, у них нарушено созревание некоторых отделов ЦНС.
Помимо генетического фактора, есть и другие факторы риска, которые провоцируют трудности с чтением:
- Особенности течения беременности.
Инфекционные болезни, анемия, курение, употребление алкогольных напитков в период вынашивания ребенка, а также преждевременные или тяжелые роды могут привести к гипоксии у малыша. Под действием неблагоприятных факторов в его организм поступает недостаточное количество кислорода, а следовательно, нарушается формирование головного мозга. - Тяжелые болезни, серьезные инфекционные заболевания и травмы головы.
Возможны ситуации, когда школьник неплохо овладел навыком чтения, но после удара головой вдруг появились проблемы. Почему ребенок стал читать хуже после травмы? Дело в повреждении участков мозга, ответственных за навык чтения. - Билингвизм.
В семье, где постоянно используют два языка, детям непросто обучиться чтению. - Педагогическая запущенность.
Недостаточное воспитание и плохая подготовка к образовательному процессу приводят к тому, что школьник с трудом справляется с заданиями. Это происходит потому, что у него не сформирован навык обучения и отсутствует мотивация, которую должны прививать взрослые. В результате ребенок плохо читает и в 1, и во 2, и в 3 классе. - Синдром госпитализма.
Дети, лишенные общения с близкими людьми и родителями из-за нахождения в больнице или в детском доме, отстают в психофизиологическом развитии. - Слишком высокая нагрузка.
Сюда же можно отнести раннее начало обучения чтению или слишком высокий темп, который детскому мозгу сложно воспринять и усвоить.
Впервые внимание на проблему обращают учителя начальной школы или внимательные родители. Для диагностики дислексии обращаются к логопеду-дефектологу или психоневрологу.
Виды дислексии
Выделяют 6 видов расстройства чтения, в зависимости от того, какой механизм нарушен.
- Фонематическая.
Эта форма дислексии встречается чаще остальных, особенно у детей в начальных классах. Дети путают звуки, схожие по звучанию, читают побуквенно, искажают слоги – меняют буквы местами, пропускают или добавляют новые. Например, вместо «ток» школьник с фонематической дислексией произнесет «кот». Если ребенок плохо читает в 8–9 лет, возможно у него именно эта особенность. - Семантическая.
Такую форму по-другому называют механическим чтением. Ребенок может хорошо прочитать текст, но не поймет прочитанное. То есть он знает, что означает каждое слово, но смысл всего предложения ему осознать сложно. - Аграмматическая.
Предполагает неправильное прочтение слов – ребенок не читает окончания слов или неправильно использует падежи, времена и форму. Например: «зеленый трава», «голубая небо». При этом ошибки возникают не только при чтении, но и в устной речи. - Мнестическая.
При мнестической дислексии ребенок не может соотнести зрительную форму буквы с ее произношением. То есть при чтении он меняет одни буквы на другие. Во время диагностики у специалиста обнаруживают сложности в воспроизведении звукового ряда, замену их порядка или сокращение количества. - Оптическая.
Возникает у детей с нарушением пространственно-зрительных представлений. Ребенок путает буквы, похожие по написанию, например, Л-Д или В-З. Помимо этого, дети с оптической дислексией видят слова зеркально или соскакивают с одной строчки на другую - Тактильная.
Форма дислексии у слабовидящих детей, которые читают с помощью азбуки Брайля. Наблюдается соскальзывание со строк и неверное восприятие букв.
В каком возрасте возможна диагностика дислексии
Заметить тревожные признаки можно еще в раннем детстве:
- речь развивается медленнее, чем у сверстников;
- плохо повторяет за взрослым некоторые звуки;
- страдает мелкая моторика, например, есть сложности с завязыванием шнурков;
- не запоминает надписи, которые встречаются часто;
- при обучении чтению искажает слова;
- не читает книги вслух;
- путается во времени и временах года.
Точно знать о дислексии до того, как ребенок пошел в школу, нельзя. Он только учится читать и писать, поэтому совершенно нормально ошибаться и путаться в буквах. Проблему диагностируют после 7 лет.
Как родителям распознать дислексию? Если у ребенка при чтении ошибки неспецифичны и возникают от случая к случаю, то, скорее всего, они связаны с переутомлением или невнимательностью. При дислексии проблемы с чтением типичные и наблюдаются постоянно.
Диагноз ставят после полного логопедического обследования. Оценивают устную речь ребенка, его навык чтения и письма. У родителей выясняют подробности развития малыша, обращают внимание на мелкую моторику и формирование речевого аппарата. С помощью специалиста ребенок выполняет задания для измерения скорости чтения и проверки понимания прочитанного.
Что делать, если ребенок плохо читает
Проблемы с чтением успешно поддаются коррекции. Чем раньше заметили проблему и начали заниматься, тем больше шансов побороть дислексию. С детьми занимаются несколько специалистов – психологи, логопеды и психоневрологи. Многое зависит и от родителей.
Самостоятельно можно сделать вот что:
- не ругайте и не наказывайте за ошибки – помогите малышу поверить в себя и помогайте преодолеть трудности;
- вместе выполняйте разработанные задания для ребенка, который плохо читает – поиск слов в буквенных рядах, закрашивание определенных букв и другие, которые рекомендовал специалист;
- не игнорируйте физическую активность – регулярное выполнение упражнений стимулирует работу головного мозга;
- тренируйте чтение – лучше использовать книгу, написанную доступным языком, например, букварь для дошкольников.
Детям с дислексией вполне по силам научиться читать правильно, если регулярно заниматься. Кому-то для этого понадобятся годы тренировок, а кто-то справится и за несколько месяцев. Для помощи детям с расстройствами учебных навыков специалисты могут рекомендовать Тенотен детский. Это мягкий противотревожный препарат, который помогает справляться со специфическими расстройствами развития учебных навыков, в том числе с нарушением чтения.
Благодаря ноотропному действию ученику легче справляться с учебной нагрузкой в школе. Средство мягко нормализует процесс обучения. Благодаря этому ребенок остается собранным и внимательным.
Тенотен для детей (Тенотен детский) имеет высокий профиль безопасности, который доказан клиническими исследованиями. Препарат выпускается в таблетках для рассасывания, поэтому его не нужно запивать водой. Согласно инструкции, не рекомендовано применение средства за 2 часа до сна. Для получения заметных результатов необходим курсовой прием препарата.
Перед приемом Тенотен детский необходимо проконсультироваться со специалистом. Дислексия – это не приговор, а небольшая особенность ребенка, с которой можно справиться. Проблемы с чтением вызывают трудности во взрослой жизни, поэтому лучше избавиться от них в детском возрасте.