Социальная тревожность у детей

Опубликовано: 07.06.2023
Дата изменения: 13.10.2025
Время чтения: 8 минут
Информация проверена
экспертом
Нестеровский Юрий Евгеньевич
Нестеровский Юрий Евгеньевич
доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики имени академика Л.О. Бадаляна педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Ученая степень:
к.м.н.
Стаж:
27 лет
Социальная тревожность у детей

Иногда детская стеснительность перерастает в серьезную проблему, мешающую полноценному общению и развитию.

Социальная тревожность представляет собой устойчивый страх перед ситуациями, когда ребенок боится быть осужденным или отвергнутым окружающими. В отличие от обычной застенчивости, которая проходит с возрастом, такое расстройство может перерасти в социофобию, которую все чаще называют эпидемией XXI века1.

Симптомы социальной тревожности

Физические проявления

Детский организм реагирует на стресс ярко — у ребенка могут появляться вполне реальные физические симптомы. Тревожный ребенок часто жалуется на головную боль перед походом в гости или школьным мероприятием. Появляется тошнота, учащенное сердцебиение, потливость ладоней, дрожь в руках или ногах, особенно по утрам перед важными социальными событиями.

Эти проявления возникают из-за выброса гормонов стресса — адреналина и кортизола. Организм готовится к опасности, хотя реальной угрозы нет. Такая реакция заложена природой для защиты, но в этом случае она срабатывает неуместно.

Когнитивные проявления

Детская тревожность влияет на мышление ребенка, он постоянно думает о том, что другие люди его осуждают. 

В результате формируется низкая самооценка. Концентрация внимания снижается, особенно в присутствии других людей. Память тоже может подводить в социальных ситуациях. Например, даже хорошо выученное стихотворение вылетает из головы при выступлении перед классом, хотя дома в репетиции перед зеркалом может быть показано настоящее ораторское мастерство.

Поведенческие проявления

Самый яркий признак социальной тревожности — ребенок избегает общения. Он отказывается идти на детский праздник, не хочет приглашать друзей к себе домой, избегает участия в групповых играх. При необходимости общения говорит очень тихо и односложно отвечает на вопросы.

Детская замкнутость проявляется в нежелании рассказывать о своих делах, переживаниях, интересах. Ребенок может буквально прятаться за родителей в присутствии незнакомых людей2

Характерной особенностью становится избегание зрительного контакта. Ребенок смотрит в пол, в сторону, на свои руки — куда угодно, только не в глаза собеседнику. Может появиться заикание или другие речевые проблемы, которые усиливаются в присутствии посторонних.

Социальная тревожность.png

Причины социальной тревожности

Одной из причин является генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей испытывает страх социальных ситуаций, риск развития подобного состояния у ребенка увеличивается в несколько раз. Это связано с особенностями работы нервной системы, которые передаются по наследству.

Темперамент ребенка. Интроверты от природы более склонны к тревожности, чем экстраверты. Высокочувствительные дети, которые остро воспринимают эмоции окружающих, чаще сталкиваются с этой проблемой. Такая особенность не является недостатком, но требует особого подхода.

Негативный социальный опыт. Если ребенка высмеяли перед классом, исключили из игры или жестоко раскритиковали его выступление, это может сформировать устойчивый страх общения. 

Воспитание в семье оказывает существенное влияние. Например, гиперопекающие родители излишне ограждают ребенка от трудностей и могут невольно сформировать у него представление о мире как о враждебном месте. 

Социальная тревожность в школе и общении

Школьная тревожность представляет особую проблему, поскольку именно в образовательном учреждении дети проводят большую часть времени. Для ребенка с социальными страхами школа может превратиться в источник постоянного стресса.

Выступления перед классом становятся настоящим испытанием. Страх сцены может быть настолько сильным, что ребенок физически не способен произнести ни слова.

Групповая работа на уроках тоже вызывает трудности. Тревожный ребенок предпочитает работать в одиночку, даже если задание предполагает командное выполнение.

Перемены и внеклассные мероприятия становятся еще одним источником дискомфорта. При боязни общения ребенок не знает, как подойти к одноклассникам, как включиться в игру, как начать разговор.

Остро проблема проявляется в подростковом возрасте, когда социальные связи становятся особенно важными.

Адаптация ребенка к школьной среде напрямую зависит от того, насколько успешно он справляется с социальными вызовами. Учителя и школьные психологи должны понимать особенности таких детей и создавать для них комфортные условия обучения.

Диагностика: шкала Либовица

Для объективной оценки степени социальной тревожности у детей специалисты используют различные диагностические инструменты. Одним из наиболее признанных является шкала Либовица, адаптированная для детского возраста.

Она включает 24 ситуации, которые могут вызывать тревогу у ребенка. Каждая ситуация оценивается по двум параметрам: уровень страха и степень избегания. Родители или сам ребенок отмечает, насколько сильно он боится той или иной ситуации и как часто старается ее избежать.

Примеры ситуаций из шкалы включают телефонные разговоры с незнакомыми людьми, участие в групповых играх, ответы на уроках, знакомство с новыми детьми, посещение детских праздников. Также оценивается страх перед критикой, боязнь оказаться в центре внимания, дискомфорт при общении со взрослыми.

Результаты тестирования помогают специалисту понять, насколько выражена проблема у ребенка. Легкая степень может не требовать специального лечения, достаточно поддержки родителей и постепенного расширения социального опыта. Средняя и тяжелая степени нуждаются в профессиональной помощи.

Чем опасна социальная тревожность у детей

Если проблему не решать, она может серьезно повлиять на развитие ребенка и его будущее. Последствия затрагивают все сферы жизни — от успеваемости до личных отношений и профессиональной самореализации.

В школьном возрасте детская тревожность приводит к снижению успеваемости. Ребенок может хорошо знать материал, но не может продемонстрировать свои знания из-за страха сцены при ответах перед классом и волнения. Постепенно формируется негативное отношение к учебе. Могут появиться школьные прогулы, особенно в дни контрольных работ или устных ответов.

Социальное развитие сильно страдает. Ребенок не получает достаточного опыта общения, не учится строить дружеские отношения, работать в команде. Это создает отставание в развитии социальных навыков, которое с возрастом только увеличивается.

Самооценка снижается. Ребенок начинает считать себя неудачником, неспособным к общению. Риск развития других расстройств значительно возрастает.

Физическое здоровье тоже страдает. Хроническая тревога ослабляет иммунную систему, может вызывать головные боли, проблемы с пищеварением, нарушения сна. 

Как помочь ребенку справиться с социальной тревожностью

Родители играют ключевую роль в преодолении этой проблемы, но иногда необходима и профессиональная поддержка.

Создание безопасной атмосферы дома — первый и важнейший шаг. Ребенок должен знать, что дома его принимают таким, какой он есть. Избегайте критики, не сравнивайте с более общительными детьми. Вместо фраз «не будь таким стеснительным» лучше сказать «я понимаю, что тебе сложно, и это нормально».

Развитие навыков общения происходит через моделирование ситуаций. Дома можно разыгрывать различные социальные сценарии: как познакомиться с новым ребенком, как попросить помощи у учителя, как присоединиться к игре. Такие репетиции снижают тревогу в реальных ситуациях.

Работа с негативными мыслями — важная часть помощи. Учите ребенка замечать свои катастрофические мысли и заменять их более реалистичными. Вместо «все будут надо мной смеяться» — «возможно, кто-то не обратит внимания, а кто-то поддержит».

Поощрение маленьких побед укрепляет уверенность ребенка. Отмечайте каждый шаг вперед: сегодня он поздоровался с соседкой, завтра ответил на вопрос в классе. Такие достижения для тревожного ребенка не менее важны, чем спортивные победы для других детей.

Физическая активность помогает справиться со стрессом и тревогой. Регулярные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, танцы — любая двигательная активность способствует выработке эндорфинов и снижению уровня гормонов стресса.

Техники релаксации могут стать полезным инструментом. Обучите ребенка простым дыхательным упражнениям, которые он может использовать перед стрессовой ситуацией.

Когда собственными силами справиться не получается, важно обратиться за профессиональной помощью. Детский психолог поможет ребенку обрести навыки преодоления тревоги, а в некоторых случаях, если потребуется медикаментозная поддержка, предложит необходимые лекарства. Например, специалист может назначить курсовой прием противотревожного препарата Тенотен® детский. Он помогает нормализовывать работу нервной системы и улучшать адаптационные возможности организма. 

Тенотен® детский  оказывает противотревожное действие при тревоге, вызванной разными причинами, а также помогает детям с расстройствами развития учебных навыков – чтения, письма, счета.

Социальная тревожность преодолима. При правильном подходе и своевременной помощи дети успешно справляются с этой проблемой и развивают уверенность в себе. Главное – набраться терпения. Сочетание психологической поддержки, работы с семьей и медикаментозной терапии поможет быстрее справиться с трудностями.

Список литературы

  1. Наумкина А. Е., Тихонова Е. В. Влияние детской социофобии на социализацию личности //Редакционная коллегия. – 2021. – С. 4. (дата обращения 18.09.2025).
  2. Павлова Т. С., Краснова-Гольева В. В. Современные теории социальной тревожности в детском и подростковом возрасте //Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. – №. 3. – С. 27-40. (дата обращения 18.09.2025).
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.