Как развить уверенность в себе у ребенка

Опубликовано: 09.10.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

Многое закладывается в человеке с самого раннего возраста. Если в воспитании возникнут пробелы, это способно отразиться в будущем на характере. Например, неуверенность в себе, недооценка своих способностей — недостаток, не выявленный и не выправленный в детстве, может отразиться во взрослой жизни и на личных отношениях с противоположным полом, и в карьере, и в творчестве.

Как воспитать уверенного в себе ребенка, что делать, чтобы он адекватно оценивал свои силы и возможности? Об этом мы расскажем в данной статье.

Что влияет на уверенность в себе у ребенка

Залог успеха в развитии и воспитании личности с малых лет — здоровая самооценка ребенка. Психологи указывают на необходимость помогать детям осознавать свои сильные и слабые стороны адекватно, без искажений1. То есть, и завышенная самооценка у ребенка не должна быть, и заниженная также нежелательна.

На самооценку ребенка влияет целый ряд факторов. Одним из главных следует признать структуру семьи2. При ее неполном составе дети часто чувствуют себя неполноценными. Скорректировать самооценку ребенка из неполной семьи помогает эмоциональная поддержка, создание комфортной среды и включение в различные общественные группы — кружки, секции, чтобы он чувствовал себя частью команды.

Кроме того, особенности самооценки ребенка часто напрямую связаны со стилем воспитания, который принят в его семье.

В классификации Баумринды выделяют следующие варианты семейного воспитания:

  1. Авторитарный стиль воспитания, при котором в основе стоит непосредственное подчинение взрослым во всех вопросах. В ином случае следует наказание. Как показывают исследования, в семьях с подобным стилем воспитания вырастают в основном неуверенные в себе дети, которые не обладают инициативой, отличаются ранимостью и трудной адаптацией в обществе. Хотя существует и обратный вариант, когда дети вырастают с излишней агрессией и конфликтностью.
  2. Либеральный стиль воспитания. Обратный авторитарному, включает в себя стремление родителей предоставить детям полную свободу действий без каких-либо ограничений. Однако подобное также негативно сказывается в итоге: от ребенка не ждут серьезных и зрелых поступков. В итоге дети в семьях с подобным стилем воспитания не способны самостоятельно противостоять проблемам, подвержены психологическим заболеваниям разной степени выраженности — от депрессии до фобии. Также они могут быть склонны к агрессивному поведению.
  3. Демократический стиль воспитания. Отношения в семье строятся на принципах взаимной любви и сотрудничества. Предусматривается постоянное доверительное общение, поддержка и умеренные дисциплинарные требования. Родители поощряют самостоятельность и ответственность ребенка, что со временем дает свои плоды: дети в таких семьях получают хорошие возможности для личностного развития и меньше подвержены негативному воздействию со стороны сверстников или других взрослых. Способны выстраивать хорошие отношения с окружающими.

Другие исследователи (Маккоби, Мартин) дополняют классификацию Баумринды индифферентным стилем воспитания. Он характеризуется полной отстраненностью родителей от жизни ребенка. Все необходимое: питание, одежду, они ему дают, однако в личное пространство не вникают, не интересуются его стремлениями и желаниями. Это происходит по причине их серьезной занятости на работе, либо свойствами характера — безразличием к ребенку в принципе. В таких семьях часто вырастают замкнутые и неуверенные в себе дети, которые склонны к агрессии и антиобщественным поступкам.

Почему ребенок не уверен в себе

Понять, почему у ребенка низкая самооценка, помимо анализа семейного воспитания, помогает рассмотрение прочих факторов. В их числе:

  • Очень часто на негативную самооценку влияют сверстники, особенно в подростковом возрасте, когда авторитет родителей снижается и на первое место выходит мнение своих одногодок, компании, класса, группы;
  • Страх неудачи способен стать серьезным препятствием перед попытками начать какое-либо действие: завязать знакомство, попробовать себя в определенном занятии, виде спорта. Иногда ребенок специально придумывает какие-то препятствия, лишь бы не совершать действия, требующие ответственности;
  • При завышенных требованиях со стороны родителей ребенок может ощущать себя неудачником, не способным добиться успеха в определенной сфере. Хотя здесь речь идет скорее о нереалистических ожиданиях от него;
  • Физические или психические недостатки: от довольно крупных, как инвалидность, до небольших, но которые ребенок в силу возраста ощущает очень болезненно — например, большие уши, веснушки, заикание или картавость.

Неуверенность в себе способна усиливаться под воздействием родителей, которые часто выступают с критикой даже малейших недостатков и провинностей ребенка, отталкивают его от себя в моменты, когда ему как никогда необходима поддержка3.

Как повысить уверенность в себе у ребенка

Если ребенок не уверен в себе, первое, что необходимо делать — перестать критиковать его из-за этого, усугубляя проблему.

Помощь ребенку необходима и как можно раньше. Поскольку исследования показывают, что:

  • неуверенные дети вырастают людьми, которые не способны на поступок и склонны к суициду;
  • низкая самооценка ведет к тому, что дети привыкают всю жизнь находиться на вторых ролях;
  • дети с плохой самооценкой практически никогда не добиваются успеха в жизни, не добиваются благосостояния.

Развитие уверенности в себе у детей начинается с семьи. Ребенок должен знать, что дома его любят и всегда поддержат. Что там рады его достижениям, печалятся при неудачах и всегда готовы протянуть руку помощи.

Как поднять самооценку ребенку? Для этого потребуется:

  • Окружить ребенка любовью и заботой;
  • Убедить его в том, что вокруг много хороших людей, которые готовы помочь;
  • Сформировать способность к определенным видам деятельности: начать лучше с чего-то простого и легкого;
  • Поощрять проявление инициативы ребенка;
  • Помочь в понимании собственных сил, своих достоинств и недостатков, указать, что такое хорошо, что такое плохо: ведь сам он еще не до конца это понимает.

Формирование адекватной самооценки — процесс долгий, требующий терпения и такта от родителей.

Как научить ребенка справляться с неудачами

Чересчур негативное отношение ребенка к неудаче не стоит усиливать собственным родительским разочарованием или комментариями типа "Мы же тебе говорили!". Рекомендуется для начала утешить его, указать на плюсы — ведь в любой ошибке есть какие-то положительные стороны. Потом можно совместно и конструктивно разобрать ситуацию, попытаться понять, как решается проблема, что необходимо сделать, чтобы подобная ошибка больше не повторялась.

В подростковом возрасте этот прием можно дополнить другими мерами4.

Подростку как никогда требуется внимание окружающих для самовыражения и самореализации. И в этом случае должна более тесно работать связка семьи и школы. Чтобы родители всегда были в курсе, как себя чувствует их ребенок за партой, каким образом взаимодействует с одноклассниками, другими учениками, а учитель знал обо всех обстоятельствах внешкольной жизни подростка. Дом и школа должны дополнять друг друга в плане воспитания.

Как же помочь подростку приобрести уверенность в себе? В этом случае необходимо совместное участие и родителей, и педагогов, и психологов. Они способны проработать все необходимые варианты помощи ребенку в становлении личности, отталкиваясь от его индивидуальных особенностей.

Как помочь ребенку справиться с переживаниями

В психологически тяжелые моменты ребенку требуется эмпатия. Он должен чувствовать себя в безопасности, у него должна быть возможность без страха и стеснения выразить свои мысли и не бояться, что его встретят насмешкой или непониманием.

Помогают различные упражнения на уверенность в себе: от самых простых, вроде глубокого дыхания и визуализации, до аутогенной тренировки (специальной психологической методики самовнушения, разработанной доктором Иоганном Шульцем) и йоги. Также позволяет справиться со стрессами физическая активность: спорт, прогулки на свежем воздухе, занимательные игры.

Хорошо, если родители поделятся собственным опытом управления переживаниями, ребенок с интересом учится у взрослых. Помогает и занятие любимым творчеством.

Не стесняйтесь обращаться к специалистам5. Они профессионально проведут анализ взаимоотношений ребенка с окружающими, оценят его способность справляться с внутренними чувствами, выстраивать психологическую защиту от тревог, приспосабливаться к меняющимся условиям реальности и т. п. Этот и другие применяемые в психотерапии методы позволят построить ясную картину внутреннего мира ребенка и повлиять на его развитие в лучшую сторону.

Дополнительно к психологической и психотерапевтической работе специалист может добавить прием специальных препаратов, которые способствуют снятию стресса и тревожности у ребенка. Одним из таких средств является Тенотен детский.

Этот противотревожный препарат способствует лучшей переносимости психоэмоциональных нагрузок, которыми часто сопровождаются детство, и в особенности периоды возрастных кризисов ребенка. Лекарство показано дошкольникам, ученикам младших и старших классов. Оно позволяет ребенку меньше переживать по поводу неудач, помогает успокоиться и собраться, что положительно действует на его отношения со взрослыми и сверстниками.

Тенотен детский рекомендуется принимать курсами. Средство имеет удобную форму выпуска: таблетки для рассасывания, которые не требуется запивать.

Схема приема препарата указана в инструкции по применению.

Список литературы:

  1. Орлова А. В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017.
  2. Павлова Т. С. Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка.
  3. Андриенко О. А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива. Балтийский гуманитарный журнал. 2019.
  4. Генварева Ю. А. Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы. Вестник Томского государственного университета. 2009.
  5. Васильева Н. Л. Психоаналитическая психотерапия детей. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2018.