
Агрессия выражается в стремлении нанести моральный, физический или материальный ущерб. Это одно из проявлений деструктивного поведения. Подобно многим другим чертам характера, склонность к агрессии формируется еще в детстве. При этом страдают не только окружающие, но и сам агрессивный ребенок. Чтобы помочь ему, важно знать, каковы причины такого поведения в детском возрасте.
Агрессия у ребенка, как и у взрослого человека, сопровождается негативными эмоциями: озлобленностью, гневом, раздражительностью. Объектами часто становятся сверстники или члены семьи — родители, братья и сестры. Иногда ребенок ведет себя враждебно в отношении посторонних людей, животных или неодушевленных предметов. Распознать агрессивное поведение у детей можно по характерным признакам. Это мимика, угрожающая поза, соответствующие жесты, а также вегетативные изменения в виде покраснения или побледнения кожи, учащения дыхания и пульса, расширения зрачков.
В приступе ярости дети кричат, визжат, иногда плачут. Нередко они прибегают к злословию — оскорблениям, угрозам, нецензурной брани, клевете и насмешкам. Сюда же относятся различные способы шантажа. От слов и жестов дети часто переходят к физическим актам. Они кусаются, наносят удары руками, ногами, головой объекту нападения или швыряют в него предметами. Иногда ребенок бьет животных или другими способами пытается причинить им боль. Нередко дети в состоянии агрессии портят предметы — книги, мебель, игрушки.
Практика показывает, что эпизоды раздражительности, вспышки гнева отмечались хотя бы один раз практически у каждого ребенка. Но для некоторых детей такое поведение становится нормой. Это свидетельствует о стойких негативных изменениях детской психики1.
В зависимости от того, какие признаки преобладают, различают следующие виды агрессии у ребенка:
Одним из проявлений деструктивного поведения является аутоагрессия, когда ребенок пытается нанести вред самому себе. При этом он бьется головой о стену, кусает до крови губы, делает порезы или прижигает кожу.
Основные причины агрессии у ребенка:
Склонность к агрессии обусловлена некоторыми психофизиологическими особенностями. У детей, которые ведут себя подобным образом, обычно структуры мозга, отвечающие за эмоции, являются функционально незрелыми. При этом процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такие дети не могут самостоятельно контролировать собственные эмоции2. Наряду со склонностью к агрессии им присуща заниженная самооценка, чувство неуверенности в себе, плохая переносимость физических и умственных нагрузок.
Период детства длится от 0 до 18 лет. В разных возрастных промежутках проявление агрессии у детей и подростков имеет свои особенности.
Ребенок дошкольного возраста продолжает познавать мир, овладевать новыми навыками. На этом пути он часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Они могут быть обоснованными или необоснованными. В любом случае малыш считает, что его свободу ограничивают. Стремясь сохранить и расширить личное пространство, он прибегает к крайним мерам. В это время агрессия в основном носит манипулятивный и вербальный характер, хотя малыши в детском саду нередко могут вступать и в драку за обладание игрушками.
По мере взросления меняется характер проявлений. Агрессия направлена на то, чтобы самоутвердиться, защитить себя, отстоять собственную точку зрения. В младшем школьном возрасте уже появляются гендерные различия. Мальчики предпочитают физическое воздействие — дерутся, толкают друг друга. Девочки склонны к вербальной форме в виде насмешек, оскорблений. Объектами нападок часто являются физически слабые сверстники или «белые вороны» с особенностями характера, поведения, внешнего вида.
Гормональная перестройка в подростковом возрасте проявляется эмоциональной неустойчивостью. Учащаются конфликты между сверстниками, родителями, школьными преподавателями. Агрессия может проявляться во всех видах как у юношей, так и у девушек3.
Нужно обеспечить нормальный микроклимат в семье. Конфликты с выяснением отношений вообще недопустимы, а при ребенке тем более. По возможности нужно оградить его от негативного влияния сверстников. В любом случае ребенок должен чувствовать себя защищенным. Регулярное общение, участие в жизни, внимательное отношение к детским проблемам — вот основные направления при работе с агрессией у ребенка.
Но не стоит потакать грубым выходкам и оставлять их без внимания. Нужна дисциплина. А для этого родители должны сформировать нормы поведения, чтобы ребенок осознавал, что можно, а что нельзя. Отступления должны сопровождаться серьезным разговором или некоторыми временными ограничениями на гаджеты, прогулки.
Вместе с тем, не стоит впадать в другую крайность. Постоянная критика, запреты всего, ругань и насмешки — все это недопустимо. Нельзя прививать ребенку комплекс вины. Действенный способ справиться с негативными эмоциями — самовыражение в творчестве: музыке, изобразительном искусстве. Хорошие результаты дают развивающие игры, чтение книг. Занятия спортом дисциплинируют, помогают самоутвердиться, повышают выносливость.
Физические воздействия в подростковом возрасте могут привести к тяжелым травмам, и, как следствие, к уголовной ответственности. При аутоагрессии дети иногда наносят ощутимый вред собственному здоровью. Детская агрессивность сохраняется и становится чертой характера взрослого человека.
На этой основе формируются психопатии — стойкие негативные изменения личности и поведения. Таким людям из-за конфликтности трудно поддерживать контакты с окружающими. У них нет эмпатии, способности сочувствовать. Поэтому они часто совершают противоправные действия. Многие агрессивные люди склонны к употреблению алкоголя и запрещенных веществ, совершают попытки суицида.
К сожалению, родители не всегда способны самостоятельно справиться с детской агрессией. В таких случаях следует обратиться к специалисту. Он проведет тщательный анализ поведения ребенка, выявит причины проблемы и предложит различные методики для ее коррекции. Зачастую психотерапия может подкрепляться приемом специальных препаратов. Один из них — Тенотен детский. Форма выпуска этого противотревожного средства — таблетки для рассасывания.
Препарат оказывает успокаивающее, противотревожное действие, улучшает настроение, повышает стрессоустойчивость. При этом не оказывает нежелательных эффектов, таких как сонливость и заторможенность.
Инструкция по применению (листок-вкладыш) рекомендует держать таблетки во рту до полного растворения (рассасывать). Таким способом их принимают между едой по 1–2 от 1 до 3 раз в день. Курс лечения длится 1–3 месяца. По рекомендации специалиста его можно продолжить до 6 месяцев или повторить спустя 1–2 месяца.
Список литературы: