Деструктивное поведение у детей
экспертом
к.м.н. Стаж:
27 лет
В подростковом возрасте поведение детей может круто поменяться. Иногда ребенок начинает пробовать что-то новое: меняет цвет волос, странно одевается, примыкает к какому-то направлению, субкультуре. Так он пытается найти себя, свое место в мире, прочувствовать свою идентичность. Однако в понятие деструктивного поведения это не входит. Родителям стоит насторожиться, когда в действиях ребенка появляются признаки направленности на разрушение: отношений, предметов, собственного здоровья.
Что такое деструктивное поведение у детей?
Деструктивное поведение — это, если говорить простыми словами, действия, сознательно направленные на разрушение1. Речь и о попытках что-то ломать, и о постоянном конфликтном отношении к окружающим, и об агрессии, направленной на себя, что проявляется в стремлении нанести себе телесные повреждения разной степени тяжести или причинить вред здоровью из-за приема каких-то веществ.
Такое поведение может наблюдаться и у детей дошкольного возраста, но чаще встречается у подростков.
Важный момент: родителям следует разделять негативное поведение ребенка и его стремление познать собственные границы, поскольку данный этап нередко сопровождается экспериментами с новыми увлечениями, выражением протеста против традиционных норм и желанием обрести самостоятельность2.
Разрушительное поведение представляет собой действия, приводящие к физическому ущербу себе самому, окружающим людям или предметам. Обычно такие проявления становятся регулярными, они совершаются как осознанно, так и бессознательно. Зачастую подросток стремится добиться определенной реакции окружающих, например вызвать интерес взрослых.
К подобным поступкам относятся:
- Употребление спиртных напитков и наркотических веществ, а также табакокурение.
- Опасные увлечения вроде катания на крышах транспортных средств, проникновения в заброшенные здания, съемки экстремальных кадров с крыши многоэтажек.
- Постоянные конфликты и участие в потасовках.
- Порча собственности, включая личные вещи, предметы интерьера и постройки.
- Намеренное причинение вреда своему здоровью путем нанесения порезов, расчесов кожных покровов, вырывания волос, повреждения тканей тела посредством ударов или ожогов.
Подобные формы поведения негативно сказываются на психическом состоянии подростка, его физическом благополучии, отношениях с семьей и друзьями. Они же увеличивают вероятность привлечения внимания Комиссии по делам несовершеннолетних, полиции и прокуратуры из-за противоправных действий.
Но деструктивное поведение вовсе не означает, что ребенок плохо относится обществу — речь идет лишь о наличии внутренних предпосылок, провоцирующих подобные разрушительные действия. Следует понять, что стало их причиной. Это позволит эффективно скорректировать поведение подростка.
Причины деструктивного поведения у ребенка
Специалисты рассматривают деструктивное поведение как симптом более обширной проблемы в воспитании несовершеннолетних. В числе основных причин могут быть:
- Недостаток тепла и понимания близких. Для подростков характерна эмоциональная нестабильность, обусловленная изменением уровня гормонов. Если рядом нет человека, с которым можно было бы открыто обсудить чувства и тревоги, ребенок часто ощущает себя брошенным и уязвимым.
- Наказания и ссоры внутри семьи. Ребенок, подвергавшийся домашним упрекам и взысканиям за проступки, приобретает два возможных сценария развития. Во-первых, он усваивает, что любое нарушение обязательно повлечет кару, и потому склонен жестоко относиться к себе, считая заслуженным любые трудности. Во-вторых, если критика воспринималась ребенком как способ показать свою силу над родителями, то этот шаблон поведения переносится и на взаимоотношения вне семьи.
- Конфликты среди сверстников (включая травлю). При отсутствии дружеской атмосферы среди одноклассников или знакомых, подросток остается изолированным и подавленным, сталкиваясь с унижениями и обидами, не имея возможности выговориться кому-нибудь близкому. Это толкает его к негативным формам выражения эмоций, таким как причинение себе боли или демонстративное отклонение от социальных норм в попытке выразить свое страдание и отчаяние.
- Недоразвитое чувство внутренней устойчивости. Поскольку подростковый возраст характеризуется отсутствием жизненного опыта, дети порой воспринимают незначительные проблемы как глобальные катастрофы. Отсутствие развитых механизмов совладания с кризисами заставляет ребенка остро реагировать на неудачи, нередко принимая импульсивные и необдуманные решения.
- Привитые стереотипы агрессивного поведения. Родители иногда формируют представления о мужестве через фразы типа «настоящий мужчина всегда дает отпор». Такие идеи укореняются глубоко в сознании детей и сохраняются долгие годы, постепенно перерастая в устойчивый образец агрессии и враждебности, превращаясь в привычную реакцию на любые стрессовые ситуации.
- Наследование домашнего насилия. Жизнь в атмосфере жестоких семейных конфликтов оставляет неизгладимый след на детской психике. Дети, наблюдавшие сцены физической расправы родителей, считают подобное поведение обычным способом разрешения споров.
Виды деструктивного поведения у ребенка
Основные типы деструктивного поведения3:
- Делинквентное — оно проявляется в виде причинение вреда или насилия.
- Аддитивное — подросток злоупотребляет алкоголем, пробует наркотические вещества и прочие средства изменения сознания,
- Патохарактерологическое — эта форма поведения включает увлечение ритуалами и суевериями, затяжную истеричность, импульсивные поступки и упрямство по любым поводам.
- Психопатологическое может выглядеть как стремление к бродяжничеству, глубокая депрессия, прочие варианты поведения с симптомами расстройства психики.
- Девиантное поведение — преступления (воровство, вандализм), а также нанесение себе повреждений, склонность к суициду.
Негативное поведение у детей разделяется на две большие группы. Одна включает нарушения законодательства, вторая связана с несоблюдением моральных и нравственных норм.
Особенности деструктивного поведения у детей
Деструктивное поведение у детей проявляется по-разному в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим особенности такого поведения на разных этапах:
- До трех лет у детей еще не развита речь, и он выражает негативные эмоции криком, плачем, кусанием или ударами. Вызвать такое поведение может голод, усталость, слабый контроль над чувствами. К счастью, отклоняющееся поведение у детей младшего возраста достаточно хорошо поддается коррекции.
- С трех до шести лет ребенок уже старается указать на свою автономию (знаменитое «я сам!»), желает получить больше внимания родителей. В это же время формируются базовые социальные навыки. При появлении препятствий к вышеуказанному ребенок способен проявить деструктивное поведение.
- С шести до двенадцати лет на первом плане учеба в школе. И проблемы, способные вызвать деструктивное поведение, связаны с этим. В частности, его вызывают сложности с адаптацией, стрессовые ситуации при общении с одноклассниками, неправильное поведение норм поведения.
- С двенадцати до восемнадцати лет у подростков существенно меняется личность на фоне бурного роста и гормонального всплеска. Ребенок хочет выделиться среди сверстников, боится остаться один, у него есть желание показать себя старше. Для этого возраста характерны конфликты со взрослыми, рискованное поведение, экспериментирование с алкоголем и наркотиками.

Профилактика деструктивного поведения у ребенка
Предотвратить деструктивное поведение позволяют следующие правила:
- Покажите ребенку, как надо выражать чувства. Важно учить его озвучивать свои ощущения и обсуждать их ежедневно.
- Расскажите детям, что допускать ошибки естественно. Часто чувство вины заставляет подростков замалчивать проблему и уходить в нежелательные привычки.
- Будьте внимательны к интересам и чувствам ребенка. Недостаточная близость нередко становится причиной плохого поведения.
- Регулярно общайтесь с классным руководителем. Возможно, несмотря на доверие внутри семьи, ребенок скрывает некоторые нюансы школьной жизни.
- Помогите разобраться с трудностями. При возникновении школьных конфликтов лучше всего действовать сообща.
Вашему подростку жизненно необходима уверенность, что родители всегда рядом, готовы поддержать и любят его независимо от успехов или ошибок.
Что делать, если у ребенка деструктивное поведение?
Сначала следует успокоиться и хорошо все обдумать. Важно не искать виновных в сложившейся ситуации, а найти выход из нее. Хорошо, если удастся поговорить с ребенком по душам. Но не надо назойливости и назидательности. Будьте старшим товарищем, можете даже поделиться собственным опытом деструктивного поведения, как с этим справлялись. Покажите, что рядом с ребенком и предложите варианты для развития: творчество или спорт.
Если не получается найти контакт, можно обратиться к специалисту. Он проведет тестирование, выявит причину деструктивного поведения и разработает программу его коррекции.
В дополнении к этому специалист может назначить прием медикаментов, например, препарат Тенотен® детский.
Список литературы
- Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков. Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,медико-социальной помощи "Стимул" Тутаевского. URL: https://stimul-tmr.edu.yar.ru/poleznie_materiali/dlya_roditeley/profilaktika_destruktivnih__59.html (дата обращения 5.12.2025).
- Причины деструктивного поведения подростка и способы их преодолеть. Управление социальной политики № 22 по Верхнесалдинскому району. 2025. URL: https://tusp22.msp.midural.ru/news/prichiny-destruktivnogo-povedeniya-podrostka-i-sposoby-ih-preodolet-152661/ (дата обращения 5.12.2025).
- Профилактика деструктивного поведения. Отдел образования администрации Тюхтетского муниципального округа Красноярского края. URL: https://ooatr.ru/профилактика-деструктивного-поведен/ (дата обращения 5.12.2025).