Возрастные кризисы у детей

Опубликовано: 05.03.2024
Дата изменения: 31.10.2025
Время чтения: 8 минут
Информация проверена
экспертом
Нестеровский Юрий Евгеньевич
Нестеровский Юрий Евгеньевич
доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики имени академика Л.О. Бадаляна педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Ученая степень:
к.м.н.
Стаж:
27 лет
Возрастные кризисы у детей

Течение детства неоднородно, в некоторые его моменты накопившиеся количественные перемены переходят в качественные. Это отметил еще советский ученый Лев Выготский, изучая динамику развития возраста1. Как только растущее самосознание ребенка переходит на новый этап, он неминуемо потребует к себе нового отношения от окружающих. В такие периоды может наблюдаться серьезный эмоциональный всплеск с изменением поведения. Ученые насчитывают шесть подобных моментов, назвав их возрастными кризисами. Когда их ожидать, и чем родители способны помочь при их появлении — расскажем в этой статье.  

Что такое возрастные кризисы у детей?

Развитие детей происходит неравномерными темпами. Существуют два периода их созревания: стабильный и критический. В первом случае ребенок понемногу овладевает все новыми и новыми умениями, приобретениями. И в какой-то момент количественное переходит в качественное: малыш делает новый шаг в осознании себя в мире. Такие переходные стадии называют возрастными кризисами.

Часто возрастной кризис протекает в острой форме: сопровождается эмоциональной нестабильностью и нарушениями поведения2. Например, трехлетний ребенок уже понимает, что может самостоятельно обуваться, одеваться, способен сам принимать решение, что кушать, а что нет, а родители еще считают его несмышленышем. И он активно протестует, стараясь показать через рев, скандалы и демонстративное поведение, что уже вырос из пеленок. Такой же протест встречается у подростков, которые уже чувствуют себя взрослыми. У них появляются чувства к противоположному полу, потребности показать себя среди сверстников, хочется полнокровной самостоятельности, а родители по инерции относятся к ним, как к детям. И это тоже будет серьезным поводом для бунта в кругу семьи.

Особенности детских кризисов в том, что они не имеют определенных границ, трудно понять, когда их проявления начались и когда закончатся.

В такое время ребенок подвергается значительным изменениям в физиологии и психике. Однако при этом отмечается определенный откат в навыках, падает интерес к знаниям и сама обучаемость снижается. Это обратная сторона положительного преобразования личности.

Впрочем, кризис возрастного развития у детей не всегда проявляется очень ярко, особенно если родители понимают, что наступил такой период, и знают, как помочь его преодолеть максимально комфортно.

Основные возрастные кризисы у детей

Различают шесть возрастных кризисов. Они распределены по годам:

  1. Непосредственно при рождении.
  2. После первого года жизни.
  3. При достижении трех лет.
  4. В начале школьной жизни (7 лет).
  5. В подростковом возрасте (13 лет).
  6. В юношеском возрасте (17 лет).

Для каждого из возрастных кризисов существуют свои особенности. О них расскажем ниже.

Кризисы у детей.png

Кризис новорожденности

Первый детский кризис начинается сразу после рождения и протекает до достижения двух месяцев. В этот момент у ребенка складывается несколько приобретений, которые названы комплексом оживления.

В основном имеется в виду определенная эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Он гукает, кричит или плачет, начинает реагировать на голос.

Отмечается, что если родители не только кормят ребенка, убирают пеленки и обеспечивают комфортный сон, но и постоянно общаются с младенцем, то у него комплекс оживления возникает раньше.

Кризис одного года

До года и чуть позднее у малыша в первую очередь формируется эмоциональное общение со взрослым. Это новый тип деятельности данного возрастного этапа. Ребенок необходимо иметь эмоциональную связь с находящимся рядом человеком, чаще всего матерью.

Рекомендуется использовать максимально положительный тон при общении с малышом в кризис 1 года.

Требуется чаще общаться с ребенком, учить его взаимодействию с окружающими. Если ребенок в один год пытается что-то попросить, желательно проявить терпение и понимание, чтобы распознать смысл его обращения и помочь в просьбе.

Также исследователи рекомендуют хвалить малыша даже при небольших успехах.

Кричать на него, ругать и тем более бить крайне не рекомендуется. При запретах следует в доступной форме пояснять, почему то или иное нельзя.

Кризис трех лет

Главная характеристика кризиса трех лет — осознание своей личности, что проявляется желанием все делать самому. Через весь этот период проходит четкое «Я сам!» от ребенка. Другие симптомы кризиса трех лет: негативизм, деспотизм, строптивость, своеволие, протест-бунт и обесценивание.

Поскольку в этот период ребенок уже начинает ходить в детский сад, в преодолении кризиса трех лет принимают участие не только родители, но и воспитатели.

Следует деликатно, но настойчиво сформировать у малыша умение подчинять свои действия установленным правилам, слушать взрослых и выполнять их просьбы. Не рекомендуется много времени уделять плохим поступкам ребенка. Не стоит потакать его истерикам и капризам. Это только усилит их: малыш, поняв, что таким образом может добиваться желаемого, станет чаще использовать подобный прием манипуляции.

Воспитатель должен уметь ненавязчиво организовывать постоянную занятость ребенка в дошкольном учреждении. И при этом нельзя заставлять — нужно добиться педагогическими приемами появления интереса у дошкольника к происходящему в группе, вызвать желание принимать участие в общей деятельности.

Кризис семи лет

Период кризиса семи лет охватывает время от старшего дошкольного возраста до младшего школьного. Ребенок завершает пребывание в детском саду, где хоть и проводится педагогическая работа, но менее требовательного характера, чем в школе. Теперь во главу угла ставится готовность к обучению, восприятию всех правил начального класса. Это происходит на фоне серьезных перестроек всей личности ребенка. Меняются взгляды на окружающих, взаимоотношение с ними. Также существенно преобразуется самосознание.

Рекомендуется перед началом посещения школы помочь формированию у ребенка саморегуляции. Под этим термином психология понимает способности подчинять своей воли эмоции, поведение и мыслительные процессы. Конечно, в начальных классах такие навыки развиты неидеально. Однако проявления саморегуляции все же важны, пусть и в слабом виде. Помогать в их усилении должен классный руководитель.

Кризис тринадцати лет

Кризис тринадцати лет, или подростковый — это период, связанный с переходом от детства к взрослой жизни. У ребенка новые потребности и стремления, главное из которых — стать более самостоятельным, выйти из опеки родителей, обрести независимость. Это хорошее желание, однако сам ребенок еще не готов вести жизнь в отдельности от взрослых и переоценивает свои возможности.

Подростку кажется, что родители не понимают его, а найти утешение можно лишь в компании друзей-сверстников, которые примут и помогут. Родители должны лучше узнать, чем увлекается их ребенок, какие интересы им движут. Таким образом реально преодоление эмоционального разрыва с подростком, что позволит снова сблизиться, найти общий язык.

Кризис семнадцати лет

Кризис семнадцати лет приходится на завершение школьного обучения и выход во взрослую жизнь, где стоит сложный выбор: какую специальность освоить, кем работать.

Юноши и девушки стоят на пороге взрослой и самостоятельной жизни, их ждут новые вызовы, с которыми ранее не приходилось встречаться. Резко возрастает эмоциональное напряжение.

Поддержка семьи, забота и понимание, уважение к выбору ребенка — важный фактор успешного преодоления всех проблем. Не менее весомо и влияние школы, педагогов, которые помогают обрести необходимые базовые знания. Они же дают возможность получить представление о профессии, которая оптимально подходит выпускнику школы.

Заканчивается этот кризис завершением формирования личности. Исчезает страх будущего, появляется адекватная оценка себя и своих интересов. Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек, который способен осознавать собственный жизненный путь.

Как помочь ребенку преодолеть кризис

Возрастные кризисы — переломные периоды роста ребенка от младенчества до совершеннолетия. На этом пути его ожидает много разнообразных проблем. В их преодолении неоценима помощь и понимание семьи, важно и подключение специалистов.

Ребенку не следует во всем потакать, но поддержка родителей очень важна, особенно если они знают, какие бывают детские кризисы по возрастам, чем могут проявляться, как помочь при их развитии, с учетом определенного этапа.

Впрочем, существует и универсальный рецепт, он эффективен и для младенцев, и для дошкольников, и для подростков: снижает проявление возрастного кризиса любовь и комфортное семейное окружение.

Если же даже серьезная поддержка родителей, бабушек и дедушек не помогает справиться с усиливающейся тревожностью ребенка, следует обратиться к специалисту. Он изучит индивидуальные особенности маленького пациента, проанализирует ситуацию и предложит варианты облегчения негативных проявлений возрастного кризиса.

Сделать психотерапию более эффективной позволяет прием специальных лекарств, например, противотревожного препарата Тенотен® детский

Это средство способствует снижению тревоги, вызванной разными причинами, повышенной возбудимости, раздражительности и плаксивости, сниженной способности к обучению, вегетативной дисфункции в период адаптации к школьным и дошкольным образовательным учреждениям. Тенотен® детский обладает высоким профилем безопасности, подтвержденный клиническими исследованиями.

Список литературы

  1. Розин В. М. От взглядов Л. С. Выготского к современной концепции развития. Психология. Журнал Высшей школы экономики; 2016. (дата обращения 19.10.2025).
  2. Сладкова Ю. Кризисы детского возраста и их преодоление. Северо-Кавказский психологический вестник; 2021. (дата обращения 19.10.2025).
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.