Наверное, нет такого ученика, у которого обучение в школе всегда проходило бы гладко. Даже у одаренных детей-отличников школьное обучение сопровождается определенными трудностями. В большинстве случаев ребенок преодолевает их. Однако некоторые проблемы могут привести к низкой успеваемости, психоэмоциональным расстройствам, и даже к телесным заболеваниям1.
Школьные проблемы можно сгруппировать по 3 основным критериям:
11 лет обучения в школе — это большой временной промежуток для детско-юношеского возраста. За это время беспомощный первоклашка становится почти взрослым человеком, который стоит на пороге взрослой жизни. Время обучения в школе можно разделить на 3 важных периода: младшие, средние и старшие классы. В каждом из них психологические проблемы имеют специфику.
Младший школьный возраст длится с 6 – 7 лет до 10 – 11 лет и соответствует 1 – 4 классам общеобразовательной школы. В это время основной проблемой становятся трудности, связанные с адаптацией ребенка к школе и обретением самостоятельности. Причем, сложности могут проявиться буквально сразу же после того, как маленький человек переступил школьный порог:
Следствием перечисленных причин становятся низкая успеваемость и негативные эмоции: разочарование, подавленность и неуверенность. Хотя в ряде случаев усилия со стороны родителей и добросовестных учителей помогают побороть страх перед усвоением новой информации и улучшить успеваемость3. Но чаще всего ученик проходит обучение в начальной школе и переходит в следующий, 5 класс уже с определенным багажом проблем.
Средний школьный возраст длится с 11 – 12 до 14 – 15 лет, и приходится на 5 – 7 классы обучения. В это время проблем прибавляется, и они становятся более серьезными4. Вот с чем сталкивается ученик при переходе с 4 в 5 класс:
Некоторые родители, вместо того чтобы разобраться в возрастной психологии ребенка и поддержать его, пытаются не замечать неадекватное поведение, или даже поощряют его. В итоге психологические проблемы только усугубляются.
Взрослые должны знать, что за внешней агрессией и неадекватностью скрывается беззащитная психика ребенка, который остался наедине со своими страхами. И долг взрослых — помочь ему обрести душевное равновесие.
Старший школьный возраст приходится на 8 – 11 классы. Основные проблемы у старшеклассников связаны с выбором профессии5.
Большинство подростков определяются с направлением жизненного пути только к окончанию школы, но задумываться и переживать о будущем начинают уже сейчас. Неопределенность приводит к душевному дискомфорту и ощущению тревоги.
На этом фоне возникают различные психологические конфликты – например, с родителями, которые настоятельно советуют, или даже заставляют сына или дочь выбрать профессию не по душе. Конфликт может возникнуть и с самим собой, например – если старшеклассник стоит перед выбором: идти куда хочется, или туда, где больше финансовых и карьерных перспектив.
Обратная проблема: те, кто к старшим классам уже определились с будущей специальностью, взваливают на себя дополнительную учебную нагрузку. Чтобы поступить в выбранное учебное заведение, они вынуждены углубленно изучать ряд предметов. Усвоение дополнительной информации вызывает стресс, из-за чего может возникать ощущение общей тревоги и неуверенности, страха перед будущим.
Все перечисленные проблемы в школе сопровождаются эмоциональными переживаниями, ощущением неуверенности и разочарования, тревогой и страхом. Испытывать такие эмоции часто и подолгу – опасно и с психологической, и с физиологической точки зрения. Длительные переживания могут сформировать фобии и расстройства, которые станут преградой на пути к будущему успеху, и даже вылиться в хронические болезни.
Вы наверняка слышали фразу «все болезни – от нервов». И это действительно во многом так. Отрицательные эмоции запускают процессы возбуждения в головном мозге, заставляя нервную систему работать в непривычном ей режиме. Сбои в работе нервных импульсов приводят к заболеваниям разных систем организма: проявляются сердечно-сосудистые болезни, нарушения обмена веществ. При этом, многие из них закладываются еще в детско-юношеские годы.
Для того чтобы преодолеть проблемы, нужны объединенные усилия – со стороны преподавателей, родителей и самого ребенка. Специалисты рекомендуют разнообразить виды активной внеурочной жизни и отдыха – подключать спорт, туризм, занятия в кружках, усиливать общение по интересам. В сложных случаях справиться с трудностями и уйти от негативных эмоций помогут психолог и психотерапевт.
Позитивное действие оказывает и медикаментозная поддержка. Существуют препараты, целенаправленно действующие на детскую и юношескую эмоциональную сферу. Они могут помочь смягчить эмоциональные переживания, связанные с трудностями, устранить признаки тревоги и стресса.
Один из медикаментов — Тенотен детский. Активный компонент этого средства нормализует процессы возбуждения в головном мозге, тем самым помогая справиться с отрицательными эмоциями и повысить уверенность в себе. Благодаря улучшению мозговой деятельности облегчается усвоение новой информации.
Лекарство выпускается в таблетках для рассасывания, и предназначено для детей любого возраста, начиная с 3 лет. Рекомендуемая схема приема: по 1 таблетке 1 – 3 раза в день или по 2 таблетки 2 раза в день. В инструкции по применению указан курс приема длительностью от 1 – 3 месяцев, который может быть продлен до 6 месяцев.
Этот противотревожный препарат не вызывает сонливость и заторможенность. Поэтому его можно принимать перед занятиями в школе.
Список литературы