Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка

Опубликовано: 11.11.2025
Время чтения: 8 минут
Информация проверена
экспертом
Нестеровский Юрий Евгеньевич
Нестеровский Юрий Евгеньевич
доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики имени академика Л.О. Бадаляна педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Ученая степень:
к.м.н.
Стаж:
27 лет
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — одно из самых часто встречающихся психоневрологических расстройств у детей. Расшифровка аббревиатуры указывает, что у ребенка с этим диагнозом существует сразу две основные проблемы: повышенная активность и недостаток концентрации на задачах.

Как они проявляются в повседневной жизни и каким образом помочь детям с СДВГ, расскажем в этой статье.

Что такое СДВГ у детей?

Синдром — совокупность определенных симптомов, которые все вместе указывают на какую-то проблему со здоровьем человека. СДВГ, это, если говорить простыми словами, сочетание таких признаков, как1:

  • Различные нарушения внимания;
  • Гиперактивность;
  • Импульсивность.

Подобная проблема у детей начинает проявляться в дошкольном или раннем школьном возрасте.

По данным исследований, примерно 3–5% из числа всех детей в мире в той или иной мере имеют признаки СДВГ. То есть, практически в каждом втором классе школы вполне может учиться ребенок с этим синдромом2.

С течением времени, по мере взросления ребенка, гиперактивность уменьшается самостоятельно. При этом трудность с концентрацией внимания, постоянное отвлечение и высокая импульсивность остаются, создавая серьезные психологические и педагогические проблемы. Ребенку сложно осваивать учебный материал в школе, общаться с окружающими. Это способно привести к заниженной самооценке, неврозам, социальной дезадаптации. Однако при грамотной работе специалистов и родителей можно добиться серьезных успехов и существенно скорректировать симптомы синдрома.

Причины СДВГ у детей

Причина синдрома имеет нейробиологическую природу, его появление предопределяют проблемы с развитием определенных участков мозга и взаимосвязанностью их работы.

В основном у детей с СДВГ слабо сформированы функции управления, за которые отвечают префронтальные структуры головного мозга. Это: контроль внимания, планирование и организация действий, рабочая и оперативная память, внутренняя речь, поведение (торможение и контроль импульсов).

Также указанный отдел головного мозга отвечает за разграничение важного и бесполезного, умение распределять время, способность менять планы с учетом новых обстоятельств, контролировать чувства и прогнозировать ситуацию. 

Почему появляются проблемы в головном мозге, вызывающие это расстройство, однозначного ответа у исследователей нет. Однако в числе наиболее вероятных предпосылок указывают:

  • Генетический фактор, поскольку зачастую СДВГ наблюдается у детей, чьи родственники тоже имели проблемы с вниманием и гиперактивностью. Однако при этом конкретного гена, виновника синдрома, выявить не удалось. Предполагается, что причина в целой совокупности генов (около 30), которые порознь не оказывают влияния на развитие болезни, но если обнаружены вместе, то уже играют существенную роль. 
  • Нейромедиаторный фактор — дисбаланс и нарушения работы основных медиаторных систем головного мозга. Он может возникать при родовых травмах, органических повреждениях в период вынашивания и т. д.
  • Дизонтогенетический фактор — совокупность внешних и внутренних проблем, вызывающих неспецифическую форму реагирования организма. Проще говоря — негативное влияние окружающей среды.

По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), СДВГ рассматривается в качестве одного из видов поведенческого и эмоционального расстройства детского и подросткового возраста. Исследования показывают, что по мере взросления симптомы СДВГ ослабевают, однако в разной степени выраженности продолжают проявляться у подростка и совершеннолетнего. Усугубляют проблемы с мозговой дисфункцией и ее лечением социально-психологические факторы, в основном речь идет о внутрисемейных конфликтах.

Симптомы СДВГ у детей

Нарушение внимания и прочие признаки синдрома проявляются в следующих особенностях поведения ребенка:

  • Он постоянно вертится на месте, не может справиться с собой и оставаться даже на короткое время статичным. Физическая активность при этом бесцельна.
  • В общении болтлив, на вопросы отвечает не задумываясь, перебивает собеседника.
  • На школьных занятиях особенно проявляются проблемы с вниманием: ребенок не может концентрироваться на выполнении заданий, допускает много ошибок, не слушает обращенную к нему речь.
  • Отмечается неспособность спланировать свои действия.
  • Небрежен в отношении вещей и часто их теряет, в целом очень забывчивый.
  • Старается избегать дел, которые требуют приложения умственных усилий.

Однако определить СДВГ только по указанным признакам нельзя. В некоторых случаях и у обычного ребенка могут быть такие варианты поведения, которые относят к особенностям характера, не считая проявлением психического расстройства. Нужно, чтобы характерные для СДВГ симптомы отмечались как минимум в течение шести месяцев.

Признаки синдрома преимущественно появляются до семи лет и характеризуются не только постоянством, но и способностью распространяться на все сферы жизни. То есть, проблемы с контролем поведения, импульсивностью и концентрацией внимания наблюдаются и в школе, и дома, и на прогулке.

СДВГ у ребенка.png

Диагностика СДВГ у ребенка

В зависимости от наличия и выраженности тех или иных симптомов, выделяют три формы СДВГ.

  • Сочетанная. Практически в равной степени проявляются и нарушения внимания, и гиперактивность с импульсивностью. На такой вариант синдрома приходится от 50 до 75% выявленных случаев расстройства.
  • Преобладают нарушения внимания. В основном наблюдается у подростков. На этот вариант СДВГ приходится 20–30% случаев.
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность. Отмечается у 15% от числа всех случаев диагностированных СДВГ. Обычно такой вариант наблюдают у детей дошкольного возраста.

Примерно у 15–20% детей школьного возраста отмечаются состояния-имитации СДВГ. Это способно затруднить диагностику. Часть из таких случаев приходится на вариант нормы, рассматривается как индивидуальная особенность темперамента. В других эпизодах специалисты сталкиваются с проявлениями иных недугов. Поэтому при диагностике СДВГ следует исключить тревожные расстройства, астенический синдром, нарушения обмена веществ, соматическое заболевание, сенсоневральную тугоухость, некоторые формы эпилепсии, синдром Туретта и ряд других проблем.

Как помочь ребенку с СДВГ

Методы, применяемые для адаптации и социализации детей и подростков с СДВГ, зависят от многих факторов: возраста и пола ребенка, степени и особенностей проявления синдрома, его формы. В работу должны быть вовлечены как специалисты (педагоги, психологи, психиатры), так и семья.

Очень важно, чтобы родители и школа работали слаженно, обеспечивая положительный эмоциональный фон и атмосферу принятия ребенка с СДВГ.

Нередко семья создает порочный круг, из которого трудно выйти. Родители, не имеющие осведомленности об особенностях СДВГ, считают симптомы этого психологического расстройства проявлением плохого воспитания и сознательным игнорированием правил. В итоге следуют частые окрики, порицания и наказания, что способно усугубить проблему: для положительных сдвигов в плане коррекции крайне важен доброжелательный фон в семье. Поэтому для начала следует максимально полно познакомить родителей с проблемой и показать пути выхода из нее. Следует довести, что СДВГ поддается коррекции и с возрастом его симптомы ослабевают, но для качественной адаптации к обществу требуется дополнительная работа.

Забота о ребенке с СДВГ — серьезное испытание для родителей, настоящая проверка на прочность их чувств. В семьях с такими детьми повышенный риск ссор и конфликтов, в два раза чаще разводов, много случаев проявления жестокости в отношении к ребенку. Требуется отдельная помощь не только детям с СДВГ, но и их родителям. В этом помогают специализированные центры, тематические сайты и группы поддержки.

С учетом особенностей психики детей с СДВГ, психологи дают рекомендации родителям, как добиться более эффективного взаимодействия:

  • Ввести упорядоченный режим дня, поскольку для ребенка с этим синдромом особенно важно постоянство.
  • Бессмысленно читать нотации — ребенок все равно их не воспримет. Гораздо эффективнее похвала. Не нужно требовать выполнения каких-то действий в приказном порядке, лучше просить. При этом делать это надо нейтральным голосом и неоднократно.
  • Ребенок с СДВГ очень отзывчив на физический контакт: почаще обнимайте и гладьте его. 
  • Нужно обеспечить собственную территорию таким детям: комнату или уголок, где можно уединиться.
  • Следует почаще гулять на свежем воздухе, заниматься спортом. Это способствует переводу энергии гиперактивности в практическое русло.
  • Старайтесь вводить контроль времени, лучше всего с помощью таймера, на различные задачи и развлечения. Это помогает развитию организованности.

Психолого-коррекционная работа проводится комплексно, в нее включают различные виды поддержки, в том числе и фармакотерапию. В частности, специалист может назначить курсовой прием препарата Тенотен® детский в таблетках для рассасывания. Он помогает нормализовывать работу нервной системы и улучшать адаптационные возможности организма.

Тенотен® детский – лекарственное средство, активность которого направлена на биохимическую коррекцию нарушений интегративной деятельности мозга. В соответствии с Государственной фармакопеей XV издания препарат относится к группе биологических лекарственных средств, полученных на основе градуальной технологии.

Действующее вещество препарата Тенотен® детский : антитела к мозгоспецифическому белку S-100 аффинно очищенные – 5 000 ЕМД.

Список литературы

  1. Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ). ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России; 2015. (дата обращения 17.10.2025).
  2. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования. Методические рекомендации. ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» Минобрнауки России; 2017. (дата обращения 17.10.2025).
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.