
Согретый материнским теплом и заботой, ребенок ощущает себя в безопасности. Поэтому он радуется, когда видит маму, и огорчается, когда она уходит. Это нормально. Но бывает и так, что ребенок бурно реагирует на уход мамы, не отпускает ее ни на шаг. Малыш плачет, громко кричит и успокаивается, лишь когда она возвращается.
От такого поведения страдает и мать, и дитя. Отрицательные эмоции травмируют детскую психику. А мама, оказавшись буквально привязанной к ребенку, не может сделать работу по дому и отдохнуть. Чтобы исправить ситуацию, нужно определить, почему ребенок никуда не отпускает маму, а затем выработать тактику поведения.
Чтобы провести четкую грань между нормальной и ненормальной патологической привязанностью ребенка к матери, нужно учесть некоторые особенности детской психики. После рождения маленький человечек полностью зависит от мамы. В грудном возрасте чувство зависимости еще не осознано. Но малыш уже запоминает мать по внешнему виду, голосу, запахам, манере двигаться.
Постепенно формируется психика ребенка, он постигает окружающий мир, чувство к маме приобретает осознанные черты. Но малыш еще плохо осмысливает происходящее вокруг. Поэтому нормально, если исполнился год ребенку, и он не может без мамы. Ведь ему кажется, что если она уходит, то это навсегда, и появляется страх, ощущение опасности. Аналогичное чувство возникает, если ребенок остается вообще один, без присутствия рядом кого-либо из взрослых. А все отрицательные эмоции в раннем детстве выражаются сходным образом — в виде крика или плача.
Но вот ребенок взрослеет. Многие дети до 5 лет по-прежнему огорчаются, когда мама уходит, и радуются, когда она возвращается. Но примерно в 2 года психологическая зависимость от материнского присутствия слабеет. В этом возрасте малыш уже может оставаться какое-то время без мамы. В 3 года многие дети могут непродолжительное время находиться сами в комнате без взрослых, занимая себя играми.
Но иногда к 3–4 годам и позже ребенок ни на шаг не отпускает от себя маму, и сам не отходит от нее, даже если рядом отец, бабушка или кто-либо из близких. Еще хуже, если такой ребенок остается в детском саду с воспитателями и другими детьми. Он плачет, кричит, отказывается от еды и игр. Все это говорит о том, что нормальная детская привязанность переросла в патологическую.
Основные причины данного состояния:
Причины, почему ребенок не может остаться без мамы, могут быть связаны с его личностными особенностями — робостью и повышенной тревожностью.
Характер привязанности к матери во многом зависит от характера ребенка.
Основные виды или типы детской привязанности:
Есть еще один вид — патологический. Это описанная выше ненормальная привязанность, когда ребенок плачет без мамы, даже на короткое время не отпускает ее от себя1.
Некоторые рекомендации помогут сформировать у ребенка правильный тип привязанности:
Не следует смеяться над детскими проблемами и страхами, какими бы нелепыми они ни казались. Не стоит ругаться, кричать, наказывать. Такое поведение не исправит ситуацию, а лишь усугубит ее и нанесет дополнительный вред детской психике.
В данном случае сепарация — это эмоциональное, психологическое и физическое обособление ребенка от родителей. Процесс этот длится вплоть до совершеннолетия и даже дольше. Его течение не равномерное, а скачкообразное.
Первый кризис начинается у годовалых младенцев и длится до 3 лет2. В это время малыш уже начинает осознавать себя отдельно от мамы. Это внушает ему обоснованный страх. Признаки первого кризиса:
Задачи женщины в периоде сепарации в том, чтобы оказать поддержку, помочь малышу справиться со своими страхами. Для этого требуется любовь и терпение.
Следует делать упор на самостоятельность. Уже в раннем детстве должен быть сформирован режим дня. Малыш еще не умеет определять время по часам. Тем не менее у него должна быть сформирована привычка кушать, вставать, отходить ко сну примерно в один и тот же час. Таким же образом должен быть сформирован круг обязанностей: сложить игрушки, после еды убрать за собой тарелку.
Инициативу рекомендуется только поощрять. Если ребенок захотел сделать что-то сам, не стоит отговаривать. Не следует ругать или насмехаться, если что-то не получается. Для формирования у ребенка навыков маме нужно попросить его повторять ее действия. Если ребенок капризничает, плачет, не слушается, нужно терпеливо объяснить, что так делать нельзя3.
В детско-родительских отношениях существует обоюдная связь. Поэтому, как правило, мама переживает предстоящую разлуку так же, как и ребенок. Особенно тяжело, если предстоит длительное расставание. В таких случаях главное — не показывать свои чувства малышу.
И уж тем более не стоит при нем плакать. Наоборот, нужно с улыбкой приободрить его. Находясь в отъезде, как можно чаще звонить и разговаривать с ребенком. Звонки желательно делать даже при непродолжительной разлуке, например, во время похода в магазин за покупками.
В сложных ситуациях рекомендуем обратиться за помощью к специалисту. Он поможет скорректировать поведение ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Для повышения эффективности психотерапии могут быть назначены препараты, помогающие улучшить поведение ребенка. Тенотен детский — именно такое средство. Этот противотревожный препарат не вызывает сонливость, дети могут его принимать с трехлетнего возраста.
Тенотен детский оказывает успокаивающее действие, улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок и ребенку становится легче переносить разлуку с мамой.
Форма выпуска лекарства — таблетки для рассасывания. Их принимают между едой — держат во рту до полного растворения. Схема приема определяется специалистом индивидуально. Курс лечения длится от 1 до 3 месяцев. По рекомендации специалиста его повторяют через 1–2 месяца или продлевают до полугода.
Список литературы: