Ребенок не отпускает маму: что делать

Опубликовано: 20.02.2025
Время чтения: 6 мин
В этой статье:

Согретый материнским теплом и заботой, ребенок ощущает себя в безопасности. Поэтому он радуется, когда видит маму, и огорчается, когда она уходит. Это нормально. Но бывает и так, что ребенок бурно реагирует на уход мамы, не отпускает ее ни на шаг. Малыш плачет, громко кричит и успокаивается, лишь когда она возвращается.

От такого поведения страдает и мать, и дитя. Отрицательные эмоции травмируют детскую психику. А мама, оказавшись буквально привязанной к ребенку, не может сделать работу по дому и отдохнуть. Чтобы исправить ситуацию, нужно определить, почему ребенок никуда не отпускает маму, а затем выработать тактику поведения.

Почему ребенок не может отпустить маму

Чтобы провести четкую грань между нормальной и ненормальной патологической привязанностью ребенка к матери, нужно учесть некоторые особенности детской психики. После рождения маленький человечек полностью зависит от мамы. В грудном возрасте чувство зависимости еще не осознано. Но малыш уже запоминает мать по внешнему виду, голосу, запахам, манере двигаться.

Постепенно формируется психика ребенка, он постигает окружающий мир, чувство к маме приобретает осознанные черты. Но малыш еще плохо осмысливает происходящее вокруг. Поэтому нормально, если исполнился год ребенку, и он не может без мамы. Ведь ему кажется, что если она уходит, то это навсегда, и появляется страх, ощущение опасности. Аналогичное чувство возникает, если ребенок остается вообще один, без присутствия рядом кого-либо из взрослых. А все отрицательные эмоции в раннем детстве выражаются сходным образом — в виде крика или плача.

Но вот ребенок взрослеет. Многие дети до 5 лет по-прежнему огорчаются, когда мама уходит, и радуются, когда она возвращается. Но примерно в 2 года психологическая зависимость от материнского присутствия слабеет. В этом возрасте малыш уже может оставаться какое-то время без мамы. В 3 года многие дети могут непродолжительное время находиться сами в комнате без взрослых, занимая себя играми.

Но иногда к 3–4 годам и позже ребенок ни на шаг не отпускает от себя маму, и сам не отходит от нее, даже если рядом отец, бабушка или кто-либо из близких. Еще хуже, если такой ребенок остается в детском саду с воспитателями и другими детьми. Он плачет, кричит, отказывается от еды и игр. Все это говорит о том, что нормальная детская привязанность переросла в патологическую.

Основные причины данного состояния:

  • Недостаток внимания. Мама слишком занята, у нее много дел. Поэтому на ребенка времени не остается, и уход за ним делегируется мужу, бабушкам-дедушкам, старшим братьям и сестрам. Чтобы восполнить пробел в общении с самым близким человеком, ребенок вынужден любыми способами обратить на себя внимание.
  • Гиперопека. Чтобы оградить ребенка от любых неприятностей, мама постоянно держит его возле себя. Материнская тревожность передается ребенку. Поэтому, как только мама уходит, появляется страх. Положение усугубляется физической несамостоятельностью — многие из таких детей не владеют элементарными навыками самообслуживания, которые доступны их сверстникам.
  • Разлука. Мама была в деловой поездке, находилась на лечении или по каким-либо другим причинам долго отсутствовала. Оставшись без нее, ребенок скучал. Но вот мама приехала. Однако отрицательный опыт остался, и малыш не хочет вновь отпускать ее от себя.
  • Агрессия. Она может исходить от сверстников, старших братьев или сестер, и даже от отца. В таких случаях мама остается единственным гарантом безопасности.
  • Нервное потрясение. Чаще всего оно связано с потерей отца при разводе. Теперь он живет в другом месте, приходит редко, а, возможно, и вовсе не навещает. Оставшись один с матерью, ребенок подсознательно боится потерять и ее.

Причины, почему ребенок не может остаться без мамы, могут быть связаны с его личностными особенностями — робостью и повышенной тревожностью.

Привязанность ребенка к матери

Характер привязанности к матери во многом зависит от характера ребенка.

Виды привязанности

Основные виды или типы детской привязанности:

  • Ненадежный или индифферентный. Такие дети не слишком огорчаются, когда мать уходит. Ее возвращение тоже не вызывает никаких эмоций — ребенок спокойно кушает или занимается другими делами.
  • Надежный. Ребенок почти не расстраивается, если мама уходит. Но ее возвращение вызывает бурную радость. Этот вид свидетельствует о здоровой детской психике.
  • Двойственный. Уход мамы вызывает огорчение. Когда она возвращается, ребенок поначалу радуется. Но затем положительные эмоции сменяются отрицательными. Появляется негативизм — ребенок не слушает маму, отталкивает ее.
  • Тревожный. Ребенок испытывает тревогу, когда мама уходит. Но ее возвращение не приносит радость. Тревога остается — малыш боится, что мама вновь уйдет.
  • Дезорганизованный или неориентированный. Оставшись без мамы, ребенок злится, становится агрессивным. Ее возвращение мало что меняет, и агрессия остается. Такие дети грубят маме, выказывают непослушание, или не хотят с ней контактировать.

Есть еще один вид — патологический. Это описанная выше ненормальная привязанность, когда ребенок плачет без мамы, даже на короткое время не отпускает ее от себя1.

Как сформировать здоровую привязанность у ребенка

Некоторые рекомендации помогут сформировать у ребенка правильный тип привязанности:

  • Не нужно уходить тайком. Всегда перед тем, как прощаться, дать словесное напутствие;
  • Перед долгой разлукой объяснить ребенку, что он останется в безопасности с отцом, бабушкой, дедушкой или другими близкими людьми;
  • Постоянно убеждать ребенка в своей любви, в том, что он самый дорогой и всегда желанный;
  • Слова всегда подкреплять делом — помогать малышу во всем, что вызывает у него затруднения;
  • Совместные игры, чтение сказок укрепляют доверительные отношения между ребенком и мамой;
  • Всегда выслушивать ребенка и давать советы;
  • Если ребенок не хочет оставаться с конкретным взрослым человеком, выяснить причины.

Не следует смеяться над детскими проблемами и страхами, какими бы нелепыми они ни казались. Не стоит ругаться, кричать, наказывать. Такое поведение не исправит ситуацию, а лишь усугубит ее и нанесет дополнительный вред детской психике.

Кризис сепарации у ребенка

В данном случае сепарация — это эмоциональное, психологическое и физическое обособление ребенка от родителей. Процесс этот длится вплоть до совершеннолетия и даже дольше. Его течение не равномерное, а скачкообразное.

Первый кризис начинается у годовалых младенцев и длится до 3 лет2. В это время малыш уже начинает осознавать себя отдельно от мамы. Это внушает ему обоснованный страх. Признаки первого кризиса:

  • Негативизм — отказывается кушать, играть, купаться;
  • Трудности укладывания — ложится спать только в присутствии мамы;
  • Частые просыпания;
  • Постоянно хочет быть вместе с мамой — хватает ее за ноги, просится на руки;
  • Отвергает других людей и требует только материнского внимания.

Задачи женщины в периоде сепарации в том, чтобы оказать поддержку, помочь малышу справиться со своими страхами. Для этого требуется любовь и терпение.

Как научить ребенка расставаться комфортно

Следует делать упор на самостоятельность. Уже в раннем детстве должен быть сформирован режим дня. Малыш еще не умеет определять время по часам. Тем не менее у него должна быть сформирована привычка кушать, вставать, отходить ко сну примерно в один и тот же час. Таким же образом должен быть сформирован круг обязанностей: сложить игрушки, после еды убрать за собой тарелку.

Инициативу рекомендуется только поощрять. Если ребенок захотел сделать что-то сам, не стоит отговаривать. Не следует ругать или насмехаться, если что-то не получается. Для формирования у ребенка навыков маме нужно попросить его повторять ее действия. Если ребенок капризничает, плачет, не слушается, нужно терпеливо объяснить, что так делать нельзя3.

Как справиться с собственными чувствами от расставания с ребенком

В детско-родительских отношениях существует обоюдная связь. Поэтому, как правило, мама переживает предстоящую разлуку так же, как и ребенок. Особенно тяжело, если предстоит длительное расставание. В таких случаях главное — не показывать свои чувства малышу.

И уж тем более не стоит при нем плакать. Наоборот, нужно с улыбкой приободрить его. Находясь в отъезде, как можно чаще звонить и разговаривать с ребенком. Звонки желательно делать даже при непродолжительной разлуке, например, во время похода в магазин за покупками.

Что делать, если ребенок не может справиться с разлукой без истерик

В сложных ситуациях рекомендуем обратиться за помощью к специалисту. Он поможет скорректировать поведение ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Для повышения эффективности психотерапии могут быть назначены препараты, помогающие улучшить поведение ребенка. Тенотен детский — именно такое средство. Этот противотревожный препарат не вызывает сонливость, дети могут его принимать с трехлетнего возраста.

Тенотен детский оказывает успокаивающее действие, улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок и ребенку становится легче переносить разлуку с мамой.

Форма выпуска лекарства — таблетки для рассасывания. Их принимают между едой — держат во рту до полного растворения. Схема приема определяется специалистом индивидуально. Курс лечения длится от 1 до 3 месяцев. По рекомендации специалиста его повторяют через 1–2 месяца или продлевают до полугода.

Список литературы:

  1. Стрельникова А. Чрезмерная привязанность к родителям. Как с ней справиться? 2021.
  2. Петренко Т.В., Сысоева Л. В. Возрастные этапы процесса сепарации от родителей. Акмеология. 2016.
  3. Бурменская Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития. Психологическая газета. 14.07.2022.